С его помощью власть рассчитывает основательно пополнить бюджет и вернуть награбленные коррупционерами миллионы. Но при этом, лоббисты законопроекта не задумываются о том, что проталкивая его, повторяют ошибки своих предшественников и закладывают мину замедленного действия.
Тема наполнения дырявого украинского бюджета с помощью денежных средств, добытых неправомерным путем, давно будоражит общество. После событий 2014 года и бегства из страны Януковича и членов его команды, новая власть неоднократно поднимала ее на штандарт, обещая вернуть народу награбленное, а полученные от спецконфискации средства потратить на оборону и социальные выплаты.
Однако, мнение о законопроекте у экспертного сообщества неоднозначное — некоторые считают, что он действительно поможет вернуть в казну около $1,5 млрд — такую сумму, по мнению инициаторов законопроекта, вывели из страны бывший президент и его соратники. Другие называют разговоры о спецконфискации не более чем средством политического пиара и спекуляций, но большинство экспертов называют закон репрессивным инструментом, позволяющим нынешней власти действовать по отношению к политическим оппонентам, исходя из политической целесообразности.
Не смотря на заявления министра юстиции Павла Петренко о том, что механизм спецконфискации можно будет применить только к активам бывших чиновников, против которых ведется уголовное производство по коррупционному преступлению, и к ограниченному кругу активов — деньгам на счетах, ценным бумагам и валютным ценностям, эксперты считают закон рейдерским. И говорят о том, что спецконфискация может срикошетить не только по бывшим чиновникам и политическим оппонентам, но и по простым смертным.
Такое мнение высказала известная правозащитница Татьяна Монтян в комментарии Ukraina.ru, называя данный законопроект антиконституционным, а действия его лоббистов — правовым беспределом. Под прицел «спецконфискации» в случае, когда ее механизм четко не прописан, а изъятие имущества возможно еще до решения суда, по мнению юриста, может попасть кто угодно. К примеру, если человек является собственником недвижимости, которую бывший владелец получил в качестве взятки, ее вполне могут конфисковать.
«Поскольку государства нет, правосудия нет, закон может срикошетить по любому, живущему в этой стране, а не только бы бывшим высоким чиновникам. С его помощью хотят узаконить тот беспредел, который творится сейчас, чтобы грабить всех, кто не может оказать сопротивления и не в состоянии защититься», — говорит Монтян.
В Оппозиционном блоке также считают, что принятие закона только усилит хаос и правовой беспредел, поскольку позволит любого человека еще до вынесения обвинительного приговора суда, назвать преступником. Это традиционная для украинской системы госуправления практика избирательного правосудия, когда для одних закон работает «по всей строгости», а для других фактически не писан. Такого мнения придерживается народный депутат Александр Долженков.
«Здесь не идет речь о Януковиче и его приближенных. Речь идет о каждом граждане Украины, который когда-либо занимал какие-то должности. Это не обязательно работники высоких должностей, но и специалисты среднего звена, с которыми могут просто сводить счеты», — убежден нардеп.
Такой закон вернет страну во времена большевизма. Но при этом, те, кто лоббирует законопроект, не осознают, что рубят сук, на котором сидят, считает политолог Александр Охрименко.
«Я понимаю, что перед лоббистами этого закона стоит цель — быстро все отобрать и поделить, но они не понимают, что играют с огнем, потому что с этого начинался большевизм, когда отменяли все старые законы, а потом тех же, кто их отменял, ставили к стенке. Этот же закон может рикошетом ударить и по Турчинову, и по Парубию, и по всем остальным. Они наступают на «грабли» Януковича, который напринимал массу законов, которые в целях собственной безопасности не следовало принимать. Но он рассчитывал, что будет находиться во власти вечно».
Напомним, что в марте прошлого года законопроект о спецконфискации с огромным трудом собрал необходимое количество голосов и после блокады парламентской трибуны инициаторами закона — фракцией «Народный фронт» и после рукопашной с участием Татьяны Черновол, был все-таки проголосован в первом чтении. Однако, осенью, Рада провалила скандальный законопроект, не приняв его во втором чтении. Причиной пробуксовок эксперты считают банальные торги в кулуарах. Как только будут найдены компромиссы и заключен традиционный «договорняк», вполне возможно, что закон будет проголосован.