После развала СССР турецким властям представилась уникальная возможность расширить свое влияние на сопредельные, в первую очередь, тюркоязычные государства. Экономическое положение в закавказских и среднеазиатских республиках резко ухудшилось – бедность, инфляция, безработица.Развалилась и система государственного образования.Школы и университеты были предоставлены сами себе и выживали, как могли, а одним из главных способов этого выживания стали коррупция и поборы.
Турция же к концу 80-х обладала развитой системой частного образования, связанного с именем Гюлена. В 1960-х он открывает свои первые школы в Измире, после чего сеть стремительно разрастается на протяжении последующих сорока лет. Фундаментом организации становятся тысячи школ, разбросанных по всему миру, преимущественно в странах с сильной исламской традицией и значительной долей мусульманского населения.
В хаосе 90-х турки экспортируют свою систему частного образования в Азербайджан, Казахстан, Таджикистан, Кыргызстан, Монголию, Молдову, Россию и Украину. Такие школы есть в Кении, где они называются «Академией света», «Пак-турк» - в Пакистане, «Себат» - в Кыргызстане. Всего такие образовательные учреждения присутствуют в 164 странах мира.Это огромная сеть, разрозненные части которой могут называться по-разному, иметь разных учредителей, но всех их объединяют специфическая образовательная модель и имя Фетхуллаха Гюлена.
В последние годы Анкара изо всех сил давит на Баку и Бишкек, требуя от них пресечь деятельность гюленистов.
Центр активности гюленистов сейчас передислоцировался именно туда. Кыргызстан, — утверждает исследователь феномена гюленизма Агиг Алескер, - находится в наихудшем положении из всех стран, где пустила корни сеть.
«Эта страна пребывает в зависимом от Гюлена положении. Ее экономика рухнула, бедность расшатала государство, и нет никого, кроме членов этой секты, кто бы инвестировал в страну», - считает Алескер.
Именно Кыргызстан сейчас является главным оплотом гюленистов в государствах тюркского пояса после их изгнания из Турции.
Американцы в Бишкеке – нередкие гости. Их много среди преподавателей популярного у местных абитуриентов Американского университета Центральной Азии, ими же пополняются кадры частных курсов английского языка. «Не уверен, что там хорошо учат английскому, но одно знаю точно — среди учителей немало мужчин с армейской выправкой и манерами, а преподавание языка им явно в тягость», - говорит мой бишкекский проводник, один из тех, кто соблазнился такими курсами.
Спустя десять дней после неудачной попытки свергнуть Эрдогана, 25 июля турецкий министр иностранных дел Мевлют Чавушоглу обратился к руководству Кыргызстана с требованием «разобраться с бандой Гюлена». В противном случае, по словам министра, «изменится наше отношение» к Бишкеку, и ясно дал понять, что самой республике грозит переворот по турецкому образцу.
Объявив Гюлена врагом государства в Турции, Эрдоган пожелал, чтобы его примеру последовали и лидеры других тюркских государств, где высока концентрация приверженцев идей проповедника.
Ясно и то, что заявление главы турецкого МИДа было сделано на эмоциях, и в случае с Бишкеком Эрдоган просчитался.
«Это абсурд. Если такие умные, то почему у себя проспали переворот? Конечно, мы все советы выслушаем и информацию проверим. А пугать или учить нас не надо. Пуганые мы»
Слова кыргызского президента Алмазбека Атамбаева стали холодным душем для официальной Анкары. До недавнего времени именно Турция делала за Кыргызстан членские взносы в ООН. Один этот факт говорит о том, что диалог Бишкека и Анкары отнюдь не был диалогом равных.
Но в последние годы ситуация меняется.Сделав ставку на Россию, Бишкек может позволить себе поскалить зубы на Анкару. Кыргызский лидер дал понять, что не потерпит вмешательства в суверенные дела государства даже со стороны дружественной Турции.
Власти Кыргызстана не пожелали становиться частью внутритурецкой борьбы за власть, обозначив, что для Бишкека Эрдоган не равен Турции, пусть даже у последнего на сей счет никаких сомнений.
В Кыргызстане «Себат» (в переводе — упорство, настойчивость) — не просто сеть частных среднеобразовательных школ и лицеев, но синоним качества. В шестимиллионном Кыргызстане действуют 25 таких школ, в них учатся 12,5 тыс. ребят. Именно эти школы, по словам Агила Алескера, являются главным рассадником идей Фетхуллаха Гюлена.
Разница между «Себатом» и обычной государственной школой колоссальна. «Себатовцы» чаще других становятся победителями олимпиад, почти 100% их выпускников поступают в университеты – как местные, так и в престижные вузы за рубежом. В «Себате» учатся дети и депутатов парламента, и министерских чиновников, и крупных бизнесменов.
Но «Себат» — не только для детей элиты. Скидки, вплоть до бесплатного обучения, позволяют учиться в турецких школах и ребятам из бедных семей. Бесперспективные дети отсеиваются внутренним тестированием в школах. Начиная с 8 класса все точные науки (математика, физика, химия и биология) преподаются исключительно на английском языке.
Держаться подальше от точных наук из страха, что они могут исказить веру – это признак младенчества, незрелости ума. А считать, что наука никак не связана с верой, что она неизбежно ведет к безверию – признак невежества и предубежденности
— Фетхуллах Гюлен
Лучший из «себатовских» кыргызско-турецкий лицей для мальчиков назван именем великого писателя Чингиза Айтматова.Лицей расположен на окраине Бишкека. Новое трехэтажное здание, большой внутренний двор, рядом с учебным корпусом — общежитие для учащихся. «Себат» практикует интернатовскую систему: ученики проводят большую часть времени с учителями, а родители забирают их только на каникулы и праздники.
В гюленовских школах царит особая атмосфера. Встречаясь в классах и школьных вестибюлях, ученики и учителям приветствуют друг с другом теплым рукопожатием.
Школа больше, чем место учебы, а учителя — больше, чем просто учителя. Они становятся друзьями учеников и их родителей, они вхожи в семьи.
Обучение раздельное – мальчики и девочки учатся в разных школах. Досуг – тоже в рамках школы: ученикам доступны футбол, волейбол, шахматы и другие полезные развлечения. Регламент дня жесткий, все расписано по часам – времени на «ничего не делать» просто нет.
Ученикам запрещено иметь смартфоны, все ходят с так называемыми «простушками» — обычными телефонами для связи с родственниками. Запрет на смартфоны, как и одинаковая для всех школьная форма, служат важнейшей цели: школьники из элитных и бедных семей ничем не отличаются друг от друга - для всех одни правила, у всех одинаковые возможности.
Днем ранее в администрации «Себата» меня уверяли: ученики не знают, кто такой Гюлен, и не особо этим интересуются. Но, зайдя в школьную библиотеку, я в этом усомнился. На видном месте – стенд с периодикой, который пестрит изданиями фонда «Диалог Евразия». Почти на каждой обложке журнала – лицо Фетхуллаха Гюлена.
«Он не только проповедник, но и великий гуманист, - отвечает на мой немой вопрос замдиректора лицея Арстанбек Секимов. - Его тезис о диалоге цивилизаций заочно противопоставляет себя идеям Хантингтона, который говорил о столкновении цивилизаций».
Упоминание «Диалог Евразия» напомнило мне слова другого моего собеседника, Агила Алескера. «В каждой стране, кроме последователей Гюлена есть еще «агенты, оказывающие определенное влияние. Они в основной своей массе находятся под крышей платформы «Диалог Евразия», - говорил Алескер. Эта общественная организация присутствует в Казахстане, Беларуси, Кыргызстане, есть она и в российском Татарстане. «Диалог Евразия» является площадкой для продвижения идей Гюлена на высоком интеллектуальном уровне с привлечением лидеров общественного мнения.
Последние социологические опросы среди кыргызских школьников и студентов показали, что лишь 8% из них считают себя патриотами. В таком вакууме можно реализовать любую геополитическую авантюру.
Но вот, что странно: «Себат» - единственные школы, которые практикуют пение кыргызского гимна перед началом занятий и преподают основы патриотического воспитания.
«В турецких школах внедряется такое понятие национального патриотизма, которое сопряжено с осознанием факта, что подъем Кыргызстана возможен только при условии следования западному курсу.
Уже сейчас большинство местных лидеров общественного мнения – выпускники американского университета АУЦА и получатели грантов Сороса. Именно они определяют сегодня мейнстрим в общественном дискурсе страны», - отметил знакомый кыргызский журналист.
США – это капитан на судне мира, ни одна из организаций, вступающих с ними в противоречие, не может добиться успеха
— Фетхуллах Гюлен
В одном из своих интервью Гюлен прямо говорит о Штатах, как единственном мировом лидере, способном на изменения в глобальном масштабе.
«Секта работает и как шпион США, и как двойной шпион» - утверждает Агил Алескер.
По его мнению, умеренный ислам Гюлена отвечает интересам Вашингтона, который видит в его ускоренном распространении возможность совладать с популярностью радикальных трактовок Корана.