На Украине широко отметили Международный день борьбы с коррупцией 9-го декабря. Одним из центральных событий стала презентация антикоррупционного урока для учеников 10-го класса в киевской школе № 148, материалы для которого разработаны при поддержке Программы развития ООН. Авторы урока, как следует из официального сообщения, «построили его на практических случаях из жизни, приблизили к реальности и показали, что выбор в пользу добродетельного поведения в жизни может даваться нелегко, и нужно быть готовыми к этому».
Таким образом украинские менеджеры освоили очередной международный грант, откусив от него – это к бабке не ходи – изрядную долю, а чиновники ООН поставили галочку, закрыв еще один пункт поддержки Украины на пути к демократическому совершенству. А когда наберётся критическая масса таких галочек, у них будет повод сообщить, что Украина после Евромайдана сделала огромные шаги в борьбе с коррупцией, хотя пока еще почему-то занимает первое место в Европе и одно из первых в мире по уровню этой самой коррупции.
А дети – что дети? К 15 годам каждый украинский ребёнок без всяких уроков крепко усваивает, что выбор в пользу добродетельного поведения в его стране не то что труден – он невозможен и подчас смертелен, если учесть хотя бы особенности устройства национальной системы здравоохранения, полиции и судов. И, в конечном счёте, устройства государства. Впрочем, в нашем случае речь идет уже о его ускоренном разложении.
Главной темой недели на Украине стал коррупционный скандал, связанный с разоблачениями беглого депутата Александра Онищенко. Он утверждает, в частности, что в переданных им американским спецслужбам документах содержатся доказательства, что президент Петр Порошенко лично занимался массовым подкупом депутатов Верховной Рады, а сам Онищенко был в этом деле посредником. Оглушительный резонанс вызвало также убийство пяти полицейских другими полицейскими в поселке Княжичи. И здесь, как выясняется, без коррупции и предательства не обошлось.
В этом месте следует произнести дежурную фразу о том, что даже одного подобного события в нормальной стране было бы достаточно для отставки правительства и всяческих досрочных выборов. И это сущая правда. Так же, как и недавняя публикация деклараций о материальном состоянии депутатов и чиновников, в результате которой население узнало, что практически все они – воры и взяточники. Или набивший оскомину, но от этого не перестающий быть чудовищным факт, что президент развивает свой шоколадный бизнес в России, на войну с которой он неустанно настраивает украинский народ. И много-много чего ещё.
Киевский послереволюционный режим добился успеха всего на двух, но жизненно важных направлениях. Он, во-первых, создал эффективную и, как модно теперь говорить, гибридную систему принуждения и насилия, в которую входят как государственные силовые структуры, так и частные и общественные – проще говоря, нацистские батальоны. Они очень неплохо координируют свои действия по поддержанию населения в страхе.
А во-вторых, построена великолепная машинка по промыванию мозгов. И это тоже пример удачного государственно-частного партнёрства, поскольку большинство СМИ принадлежат крупному бизнесу, но послушно выполняют указания политического начальства. Великолепность же ее и даже уникальность состоит в следующем. Информационно-пропагандистские потоки теперь управляются таким образом, что каждый коррупционный скандал не усиливает предыдущий, а вытесняет его в сознании граждан. То есть, допустим, скандал с Онищенко перекрыл собой скандал с Лещенко – более мелкий, но не менее противный. И доходит до смешного: депутат Сергей Лещенко, который позиционируется как американский агент и штатный разоблачитель коррупции, в коридоре Верховной Рады раздаёт гневные комментарии по поводу дела Онищенко. А в следующем сюжете он же бежит от сотрудников Национального агентства по борьбе с коррупцией, которые пытаются вручить ему постановление о подозрении в получении взятки, и скрывается от них в зале пленарных заседаний, куда вход посторонним запрещён.
Это видит вся страна, и у обычного гражданина ум заходит за разум. Кто там и на какой стороне добра? Коррупционер на коррупционере сидит и коррупционером погоняет. А человек сидит у телевизора и смотрит этот бесконечный сериал из банки с пауками, уже не пытаясь связывать одну серию с другой и делать обобщения. Дескать, такова жизнь, и вопрос выбора «в пользу добродетельного поведения» не имеет смысла – ни в практической житейской плоскости, ни тем более в политической. То есть, на Майдан за правдой ходить бесполезно. Именно такой реакции аудитории и добиваются авторы сериала.
Нет, не случайно Украина ворвалась в число мировых лидеров по коррупции. В результате Евромайдана и переворота здесь созданы просто идеальные условия для развития этого процесса. Помимо прежних предпосылок – смычки власти и крупного бизнеса, беспомощности местного самоуправления, судебной системы и гражданского общества и так далее – возникли новые. Теперь можно наживаться на войне и контрабандной торговле с «оккупированными территориями», теперь можно выдавать любые протесты и критику за измену и пособничество врагу, теперь можно убивать. Поменять эту систему некому. Но когда она достигнет совершенства – недолго осталось, вот тогда государство и рухнет.