«Трамп, который лопнул» — так говорят и пишут уже больше года. Когда в конце прошлого лета неожиданно выяснилось, что «эксцентричный миллиардер» опережает всех остальных республиканских кандидатов. Сейчас он сдуется — обещали его противники и независимые аналитики. Но Трамп выиграл республиканские праймериз, хотя против него выступил практически весь партийный истеблишмент. А в конце лета этого года Трамп ненадолго обошел по опросам Хиллари Клинтон — но и тогда большинство американской прессы предсказывало ему поражение. За последние три недели Трамп выиграл две серии дебатов — но и после них ему предсказывали поражение.
Последней каплей, которая должна была убить Трампа, должен был стать обнародованный накануне вторых дебатов компромат — запись его разговора 11-летней давности, где он крайне скабрезно говорил как о своих домогательствах к одной своей знакомой, так и о женщинах в целом. Ну все, теперь Трампу точно конец — сделала вывод американская пресса. Но удивительным образом, даже опросы не засвидетельствовали ощутимого ущерба рейтингу Трампа от «убойного компромата». Он по-прежнему отстает от Клинтон — большинство опросов показывает разрыв от 2 до 7. Еще хуже ситуация по выборщикам — прогнозы сулят Клинтон 340 выборщиков против 198 у Трампа.
Но дело в том, что данные опросов крайне уязвимы. Даже если не думать о возможной сознательной манипуляции с подбором респондентов — что было бы вовсе не удивительно, учитывая, что за Клинтон в открытую выступает большинство масс-медиа, аналитических центров и финансово-политического истеблишмента в целом, а ставки на этих выборах высоки как никогда — есть на что обратить внимание.
Во-первых, и это признают сами американские социологи, многие сторонники Трампа стесняются говорить о своих симпатиях — в этом нет ничего странного, ведь миллиардера уже год как третирует большая часть прессы и т.н. «лидеров общественного мнения». Так что определенное количество трампистов может просто скрывать свою решимость проголосовать за «фашиста-сексиста-расиста» — что не помешает им прийти на выборы 8 ноября.
Во-вторых, Трамп понравился очень многим из тех американцев, кто ранее не интересовался и не участвовал в выборах — потому что ни такого кандидата (знаменитого на всю страну, неполиткорректного, при этом не принадлежащего к политической элите), ни таких бурных выборов в США давно уже не было. Речь идет о нескольких десятках миллионов потенциальных избирателей — в последние 20 лет явка на президентских выборах колебалась от 49 до 58%.
Если Трампу удастся мобилизовать значительную часть этого неучтенного (в том числе зачастую и в базах данных, по которым выбираются респонденты для опросов) молчаливого электората, то он может выиграть с заметным отрывом.
И при этом Трамп может и проиграть — не из-за непопулярности, а потому что против него работает вся политическая машина США. В воскресенье Трамп написал, что «выборы фальсифицируются нечестными и предвзятыми СМИ, которые проталкивают вперед Хиллари Клинтон. То же происходит и на избирательных участках. Печально», а его сторонник, бывший мэр Нью-Йорка Джулиани сказал, что поверит в честные выборы в Филадельфии и Чикаго, «только если забудет обо всем, чему научился за 40 лет в политике».
Сейчас даже республиканский аппарат в ряде штатов может играть против Трампа, не говоря уже о том, что у демократов и так гораздо лучше выстроена «машина для голосования»: мобилизация избирателей из различных меньшинств, на которые и делает главную ставку Клинтон. Условно говоря, если белые мужчины пойдут голосовать 8 ноября менее охотно, чем цветные женщины, Трамп проиграет.
Но даже если Трамп сумеет мобилизовать своих избирателей и получит больше голосов чем Клинтон, он может проиграть выборы — потому что все решается в колеблющихся штатах. Их сейчас 10 — там, где разница между кандидатами невелика. Трампу нужно выиграть в большинстве из них — пока что социология дает ему преимущество всего лишь в 2. Но в самых крупных из колеблющихся штатов, таких как Флорида, Огайо и Северная Каролина Трамп уступает Клинтон от 1,5 до 3,5% — что вполне в рамках статистической погрешности.
Еще одним важным поводом для сомнений в социологии служит сам накал кампании — Трампа бьют с такой силой и остервенением, что одно это заставляет задуматься о том, насколько же плохи в реальности дела у Клинтон. Ведь против Трампа открыто выступают не только основные СМИ и подавляющая часть различных знаменитостей (от голливудских до политических), но и немалая часть республиканского истеблишмента, включая большинство олигархических спонсоров партии.
Трампа объявили одновременно некомпетентным и агрессивным, врагом меньшинств и женщин, к тому же еще и марионеткой Путина. Если первое время главный удар наносился по линии «Трамп — враг меньшинств», то в последние недели явно остается всего две темы: женщины и Путин. Победа Трампа выгодна России, Москва вмешивается в наши выборы через кибератаки и игру против Клинтон, а миллиардер очарован Путиным и не сумеет защитить интересы США — вот основной посыл. Но влияние «русского фактора» на избирателей явно не велико — куда надежнее бить по «женской линии».
Кроме записи разговора 2005 года стали появляться и воспоминания женщин, к которым в далеком прошлом домогался Трамп. Выглядят все эти откровения не очень серьезно — одна история начала 80-х о приставании в самолете, другая о десятилетней давности поцелуе в лифте. Ни о каком использовании служебного положения, изменах женам и уж тем более изнасилованиях речи нет — и это на фоне известных уже всех всей стране историях супругов Клинтон.
В которых, и на этом делает особый упор Трамп, главное не похождения Билла, а то, как Хиллари давила на его «подружек», пытаясь замять скандалы. Трамп достаточно эффективно отбивает все обвинения, переводя внимание на гораздо более худшее, особенно с женской точки зрения, поведение Хиллари. В сухом остатке против него есть только запись со скабрезным рассказом о том, как он, «звезда», неудачно приставал к женщине, которую посчитал легкой добычей. Некрасиво — мягко говоря — но что нового узнали из этой записи американцы?
Трамп уже три с лишним десятилетия общенациональная «звезда» — он всегда был брутален, говорил резко и просто, был трижды женат, вел ток-шоу и устраивал конкурсы красоты, вел образ жизни миллиардера из глянца. К тому же он нью-йоркец — то есть изначально не такой, как большинство «обычных американцев». Ничего принципиально нового, такого, что категорически не вязалось бы с образом Трампа, американцы в последние дни про него не узнали.
Попытки демократов выжать максимум из записи «трепа в раздевалке» понятны — но то, как они это делают, скорее работает против них. Потому что делано возмущаясь словами Трампа, они при этом привычно лицемерят и врут. Может быть Мишель Обама и искренна, когда говорит о том, что она «потрясена до глубины души» «шокирующими» заявлениями Трампа, не отвечающими «базовым стандартам человеческого достоинства» — но как поверить вице-президенту Байдену, когда он говорит, что «не припомню ни одного подобного «разговора в раздевалке» и вообще «большинство мужчин не ведут подобных разговоров».
Американское кино, конечно, достаточно цинично, в изображении моральных нравов политического класса своей страны — но даже и без отсылки к знаменитым телесериалам сложно не увидеть в словах вице-президента самой сексуально озабоченной страны банального вранья. И это, как ни странно, тоже работает на Трампа — потому что когда избиратель видит, как Клинтон или Байден делают круглые глаза и деланно возмущаются «цинизмом Трампа», то он понимает, что политики опять привычно врут ему, причем врут публично. То есть делают то, в чем их и обвиняет Трамп — а за горячее обличение лживости правящего политического класса миллиардера и поддерживает большая часть его сторонников. Трамп, как минимум, честен — не строит из себя того, кем не является, не лицемерит перед избирателями.
Большого доверия прессе, шельмующей Трампа, тоже нет. Как отметил его напарник, кандидат в вице-президенты Майкл Пенс, СМИ ведут умышленную поддержку Клинтон, игнорируя факты, которые играют в пользу Трампа, но «люди видят подавляющую предвзятость в общенациональных средствах массовой информации».
Никаким сексистским скандалам не удастся остановить Трампа — но он действительно может не стать президентом США. В этом не будет никакой трагедии для России — но его искусственное, сманипулированное элитами поражение принесет много проблем США. Причем как вовне, так и особенно внутри страны — потому что Трамп это реакция самого американского общества на те болезни, которыми заразила Штаты глобалистски настроенная элита. Если у американцев сейчас отнимут шанс попробовать вылечиться — нарыв может прорваться и гной попадет в кровь. Американскую — в первую очередь.
Петр Акопов
Оригинал публикации