В конце сентября в Донецке прошел фестиваль авторской песни «Большой Донбасс». Событие это позволяет немного отклониться с традиционного курса и взглянуть на Донбасс по-новому. Ведь в рамках устоявшегося стереотипа Донбасс видится со стороны сугубо промышленным, преимущественно шахтерским краем, где время как будто навсегда замерло на часах, циферблат которых украшает эпохальное слово «СССР». Война упрочила репутацию сурового работяги, который, услышав зов родины, тяжело вздохнул, отложил кирку и взял в одну руку пулемет, в другую АГС — и побрел на передовую оборонять рубежи своей шахтерской отчизны.
В этой лубочной картинке, как ни странно, не так уж много и неправды, но надо понимать, что Донбасс — это, помимо прочего, еще и один из центров русской культуры, который, оказавшись за пределами России, продолжал жить и развиваться вопреки обстоятельствам. Война лишь окончательно оформило то, что вызревало в течение всех 20-ти с лишним лет после развала Советского Союза — необходимость вернуться, наконец, к собственным корням и ответить на вопрос: кто мы есть и кем никогда не будем.
Клуб самодеятельной песни еще с советских времен — это очень пестрое сообщество слабых, лукавых, самовлюбленных людей, вечных тинейджеров, чье недооформленное понимание реальности компенсировало собственную неустойчивость и безосновность обращенностью к самым элементарным идеалам и идеям. В бардовской песне высокое искусство присутствует в объемах, прямо пропорциональных представлению самих авторов и исполнителей о значительности того, что они делают, то есть в исчезающее малых. И, тем не менее, списывать явление в целом — при том, что есть имена, которые составили славу КСП — было бы, наверно, не вполне справедливо.
В поражающих своими размерами воображение отвалах пустой породы всегда при желании можно было найти образцы драгоценной поэтической руды, которые, может быть, и давали право всему сообществу в целом длить свое крикливое, суматошное существование. С началом военных действий Клуб авторской песни Донбасса поделился на два лагеря. По словам донецкого писателя и поэта Владимира Скобцова, около 70-ти процентов бардов поддержали Майдан и украинские власти.
В целом понятно, как звучала и звучит гражданская лирика тех, кто встал на сторону восставшего Донбасса, кто вместе с его жителями пережил 2 года артиллерийских обстрелов, кто хоронил знакомых и незнакомых, близких и далеких. Местные авторы и исполнители считали, что их слово должно быть услышано, что правду о войне необходимо разнести как можно дальше.
Донецкий Клуб авторской песни вошел в состав образованного в ноябре 2014 года Союза писателей ДНР. В прошлом году Владимир Скобцов подал заявку на участие донецких бардов в Грушинском фестивале авторской песни, на который каждой весной съезжаются авторы и исполнители как со всей России, так и из бывших советских республик. Он просил дать возможность развернуть на сцене флаг своей республики, в которой шли тяжелые кровопролитные бои.
Организаторы фестиваля ответили, что песни о войне могут быть исполнены только вне программы где-нибудь на обочине, а флага ДНР на сцене не будет, поскольку это может оскорбить других участников мероприятия. Для либерального сообщества самодеятельных певцов и поэтов, настроенного в целом оппозиционно по отношению к российской власти, была невыносима сама мысль о присутствии на его сцене людей, которые намерены защищать иные ценности — Россию и ее культуру, которые сегодня пытаются уничтожить в Донбассе. Владимир Скобцов рассказал мне историю о том, как его знакомый бард попытался на одном из концертов, аудиторией и участниками которого были барды, предложил помянуть погибших жителей и защитников Донбасса. В ответ он услышал свист из зала.
И тогда донецкий клуб провел свой собственный фестиваль, взяв для него название «Большой Донбасс» из 60-х годов прошлого века. Прошлогоднее мероприятие, благодаря антирекламе, устроенной либеральным большинством и скандалу, вызванному отказом организаторов Грушинского фестиваля, имело большой резонанс и оказалось против ожидания вполне успешным.
Но «Большой Донбасс» 2016 года стал значимым культурным событием, ознаменовавшим собой появление реальной альтернативы Грушинскому фестивалю. Программа мероприятия была расширена — в течение недели на всех его площадках звучала не только авторская песня, но и стихи, рок-музыка, джазовые композиции. Среди 100 участников более половины были гостями из России, которые осознанно приехали поддержать Донбасс. Они выступали в воинских частях, в детских домах, в концертных залах, на открытых сценах. «Так складывается Русский мир, — говорит Владимир Скобцов, — из взаимного узнавания. Понимания, что мы — части единого целого, что за нами одна история, одни идеалы, что мы склеены, сцементированы одними и теми же словами. Ребята из России, приехав сюда, как будто попали к себе домой, вырвавшись из враждебного окружения. Мы создали антилиберальный фестиваль и теперь он таким будет всегда».
На самом деле, «Большой Донбасс» одномоментно перерос формат Грушинского фестиваля, распахнув свои двери для поэтов, писателей, музыкантов, не связанных с авторской песней. Из Петербурга и Волгограда приехали прекрасные писатели-фантасты Андрей Лазарчук и Евгений Лукин, из местных в организации фестиваля принимал участие Владислав Русанов, стихи таких сложных донецких поэтов как Анна Долгарева и Анна Ревякина сделали контекст мероприятия куда более прихотливым, добавив к общему антивоенному звучанию пронзительные и горькие ноты трагической лирики.
Я спрашиваю Аню Долгареву, человека мучительной и жутковатой биографии, чем ей так симпатичен фестиваль. Она отвечает, глядя немного в сторону (у нее такая манера вести беседу): «Понимаешь, на нашей стороне в соцсетях много людей злых, крайних, иногда невменяемых, абсолютно нетерпимых. С ними очень тяжело находиться в одной кампании, поскольку они как будто жители какой-то антиутопии, такие оруэлловские персонажи. А здесь собрались совсем другие – разумные, терпимые, понимающие, улыбающиеся. Оказалось, что это очень солнечный, очень мягкий по атмосфере фестиваль – без всякой истерики и шизофрении».
Осенью следующего года обязательно состоится третий по счету «Большой Донбасс». И уже не приходится сомневаться в том, что он примет куда большее количество гостей. Патриотические музыка и поэзия, ранее с трудом находившее себе месте на площадках «вольных каменщиков» авторской песни, сегодня обрели альтернативу. И это можно считать главным смыслом того культурного события, которое получило имя «Большой Донбасс»
У Русского мира появился свой голос. В Донецке.