Двухлетняя «санкционная война» обернулась огромными убытками не только для Украины и России, но и для стран — членов ЕС. Согласно отчету исследовательского центра CEPII (Франция), только за период с декабря 2013 года по июнь 2015-го прямые убытки от заградительных мер для ЕС составили более $60 млрд. В самом начале «санкционного» конфликта премьер-министр Венгрии Виктор Орбан назвал антироссийские санкции «выстрелом себе в ногу». Спустя два года эту метафору с полным правом можно применить к ситуации не только в Венгрии, но и в Евросоюзе в целом.
Вполне закономерно, что разногласия в ЕС по поводу продления санкций (а тем более их усиления или ужесточения, на чем настаивают представители официального Киева) с каждым месяцем становятся все более непримиримыми. Требования отказаться от санкций выдвигают на Кипре и в Италии, недовольство антироссийскими заградительными мерами демонстрируют в Греции и Чехии, призывы пересмотреть отношения с РФ все чаще звучат в Австрии и Словакии…
Летом этого года за отказ от ограничительных антироссийских мер выступил сенат Франции, резонансное заявление о возможности поэтапного снятия санкций сделал глава МИД ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер.
На этом фоне доклад аналитиков Центра интеграционных исследований Евразийского банка развития и Международного института прикладного системного анализа (Австрия) о перспективах сотрудничества между ЕС и ЕАЭС не стал неожиданным. По мнению экспертов, всеобъемлющее интеграционное соглашение между Евросоюзом и Евразийским экономическим союзом может быть заключено уже в ближайшее десятилетие — в середине 2020-х годов.
Совершенно очевидно, что даже сегодня, несмотря на накал «санкционного противостояния», страны ЕАЭС (и в частности Россия) были и остаются наиболее перспективными для Евросоюза торгово-экономическими партнерами, что подталкивает обе стороны к поиску путей взаимовыгодного сотрудничества. Это экономическое сотрудничество не только принесет выгоду для обеих сторон, но и даст толчок развитию производства и науки, культуры и социальной сферы.
Интеграционные процессы (в данном случае речь может идти только об экономическом сотрудничестве, так как Евразийский экономический союз, в отличие от Евросоюза, является исключительно экономическим образованием) идут всё активнее, и Украина ― в силу своего выгодного географического положения — могла бы стать мостом, связующим звеном между Востоком и Западом.
Однако внешнеполитическая стратегия, которой сегодня придерживаются представители украинской власти, исключает какие-либо интеграционные процессы с ЕАЭС (несмотря на то, что они выгодны Украине, поскольку способны поднять экономику и вывести страну из кризиса).
Увы, как показывает опыт, еврореформаторы не заботятся об интересах Украины и украинского народа. Достаточно вспомнить трехсторонние переговоры ЕС ― Украина ― РФ о зоне свободной торговли между Украиной и Евросоюзом, которые стороны вели на протяжении длительного времени — в течение 2014–2015 годов.
Этот диалог мог привести к взаимовыгодному сотрудничеству, а главное, предоставить Украине экономические преференции. Однако деструктивная позиция Киева на переговорах привела к их полному провалу. В результате существующие десятилетиями кооперационные связи между Украиной и Россией были разорваны, Украина потеряла стратегического партнера и крупнейший рынок для сбыта своих товаров. Компенсировать российский рынок Евросоюз не смог (да, впрочем, и не намеревался делать этого, прагматичные европейцы рассматривали ЗСТ с Украиной исключительно как возможность усилить свои позиции и обеспечить подъем национальных экономик).
С 1 января 2016 года между Украиной и ЕС в полную силу заработала «углубленная и всеохватывающая» зона свободной торговли, и уже через месяц украинские товаропроизводители ощутили на себе действие ее дискриминационных норм. Как оказалось, «всеохватывающей» ЗСТ с ЕС стала только для европейских производителей, а для украинских обернулась колоссальными потерями.
Интеграционные процессы в современном мире являются движущей силой развития экономики. И Украина не может и не должна оставаться в стороне от них (вопрос только в том, на каких условиях она вступает в тот или иной союз, остается ли экономически независимой, имеет ли право на принятие решений, сможет ли отстаивать национальные интересы).
Поэтому сегодня, когда идея «Большой Европы — от Лиссабона до Владивостока» снова на слуху, более того, имеет все шансы быть воплощенной в жизнь (об экономическом сотрудничестве между ЕС и ЕАЭС говорят не только в России, но и в Европейском союзе), у Украины есть возможность стать полноправным субъектом на геополитической арене.
Сотрудничество с ЕС и ЕАЭС позволит нашей стране вернуть стратегических партнеров на востоке от наших границ и наладить выгодное (!) сотрудничество с западными. Экономическая и политическая стабильность — это залог независимости Украины. Важно, чтобы это наконец-то поняли в Киеве, проявили мудрость и конструктивный подход к формированию новой внешней политики страны, проводимой исключительно в интересах государства Украина.