Дымовая завеса для «Интера»
Нападение радикально настроенных активистов на офис телеканала «Интер» произошло вскоре после того, как министр внутренних дел Арсен Аваков в своем посте в Facebook призвал СБУ разобраться с телеканалом, который по мнению Авакова, является рупором Кремля, а также с рядом его руководителей. СБУ просьбу министра проигнорировали, а вот бывшие бойцы АТО приняли близко к сердцу, решив «разобраться» доступными им методами. «Интер» тушили несколько пожарных бригад, полиция практически не вмешивалась в противостояние охраны канала и радикалов. Впоследствии нескольких из них задержали, но при участии ряда нардепов, в частности Игоря Мосийчука, отпустили.
Патриотическая общественность разгром телеканал приветствовала, власть в лице Порошенко и Гройсмана — осудили, но как-то вяло и не искренне. Нужные слова были сказаны, но так чтобы не ненароком не обидеть «патриотов».
Нападение на «Интер» в канун старта нового политического сезона в Украине свидетельствует — тому быть жарким. Завтра свою работу начинает украинский парламент, с трибуны которого политические силы, оставшиеся не у дел — «Батькивщина», «Оппозиционный блок», «Радикальная партия Олега Ляшко» будут раскачивать власть тарифной темой, отсутствием реальных реформ, а также растущей напряженностью на фронтах Восточной Украины.
В этой ситуации президенту, его партнерам и окружению позарез нужна лояльность СМИ. Не просто лояльность — полная лояльность. Смена риторики телевизионных выпусков новостей, критика власти — всего этого вполне достаточно для жестких нападок на медиа под кричащими лозунгами о «сепаратизме» владельцев канала. Сгодятся любые поводы — переписки сотрудников канала я людьми из ДНР и ЛНР, российское гражданство одного из руководителей «Интера» или неправильные политические воззрения одного из его собственников.
Важен контроль. И не важно, будет это «сепаратистский» «Интер» или «патриотический» «1 плюс 1» Игоря Коломойского, слухи о продаже которого структурам Порошенко, судя по всему, небеспочвенны. В условиях, когда в людей пустеет холодильник, власти важно наполнить правильным контентом телевизор. Остальное — лишь метод достижения цели: «Интер» можно поджечь, владельца «плюсов» можно шантажировать национализацией «Приватбанка». Средства уже не важны — цель слишком большая, чтобы размениваться по мелочам.
Киев в ожидании принятых за него решений
Встреча лидеров «Большой двадцатки» завершилась. Внешнему наблюдателю доступно немногое — картинки, где президенты пожимают друг другу руки, фотографируются, о чем-то переговариваются. Мы фиксируем факты встреч Путина и Обамы, Меркель и Путина, но итогов переговоров не знаем, довольствуясь короткими резюме самих их участников — мол, поговорили открыто и конструктивно или, наоборот, взаимопонимание найдено не по всему вопросам, но диалог продолжается.
На самом деле такие саммиты — это место не столько диалога, сколько фиксации ранее принятых решений. Эти решения и коммюнике готовятся задолго до встречи. Такие решения, пусть даже и промежуточные, есть и по Украине. В их подготовке не принимал президент Петр Порошенко (Украина, как известно, не входит в число стран «Большой двадцатки»), но именно он будет реципиентом принятых за него решений.
По мнению опрошенных Ukraina.ru политологов, вполне вероятно, что нажим на Порошенко со стороны Запада в отношении имплементации минских соглашений может резко усилиться. Грядущие выборы в США, Германии, Франции делают победы их лидеров на внешнеполитическом фронте крайне желательными. А значит, чтобы сдвинуть дело с мертвой точки они будут готовы идти на более радикальные компромиссы, нежели до сих пор.
Проблема в том, что эти компромиссы могут убить Порошенко. Не в прямом, конечно, смысле — убить его как президента. Далеко не самый популярный политик в стране, Поршоенко удерживается власть за счет «операционного контроля» над страной — собственной должности, позволяющей контролировать армию и спецслужбы, должностей друзей — например, генпрокурора, а также удержанию зыбкой провластной коалиции в парламенте. Последняя — наиболее уязвимое место. Чем выше социальное напряжение в стране, тем меньше представители коалиции хотят брать на себя ответственность за происходящее в стране. В какой-то момент от Порошенко могу отвернуться его партнеры во власти, для которых выгоды от пребывания на «вторых арбитах» не перевешивают рисков быть люстрированными на третьем Майдане.
Преемник Путина
Президент России Владимир Путин рассказал, какими качествами должен обладать будущий российский лидер. Об этом Путин заявил во время интервью агентству Bloomberg.
По его словам, как бы ни развивались внутриполитические процессы, нынешнее руководство страны должно будет предложить России свое видение этого развития. «А дело будущего президента, будущего правительства согласиться с этим, не согласиться, скорректировать как то либо предложить что то совершенно новое», — рассказал Путин.
Путин рассказал о том, каким должен быть еще преемник. «Исхожу из того, что будущий лидер должен быть достаточно молодым человеком, но зрелым», — отметил российский президент. При этом, по словам Путина, руководство РФ — нетривиальная задача. «Россией сложно управлять. Но Россия находится на этапе развития и политической системы, и становления рыночных принципов экономики. Это процесс сложный, но очень интересный. Россия действительно не просто большая, а великая страна, имея в виду ее традиции, культурные особенности», — отметил Путин.