Новая «Врадиевка»
В Украине — очередное резонансное убийство гражданского лица полицейскими. В селе Кривое озеро после бытового конфликта шестеро полицейских задержали местного жителя Александра Цукермана. Вскоре он был найден мертвым, а первичная экспертиза показала, что мужчина был застрелен из пистолетов, будучи закован в наручники. Эта информация возымела эффект разорвавшейся бомбы. То же ночью местные жители штурмовали местное отделение полиции и не пытались линчевать причастных сотрудников правоохранительных органов.
Сама собой на ум приходит параллель с событиями в селе Врадиевка той же Николаевской области. В 2013 году история об изнасиловании работниками милиции местной жительницы всколыхнуло украинское общество и во многом подогрело общественное недовольство, которое вылилось в уличные акции протеста на Майдане. Тогда бунтовали против преступной власти, которая ворует, убивает и насилует и при этом покрывает своих.
Спустя почти три года врадиевские события повторились в Кривом озере. Как и тогда первой реакцией полиции был тезис «пострадавший сам виноват». Мало того, что сам нарвался, так еще и спровоцировал жесткие действия полиции, которая вынуждена была стрелять в безоружного человека в наручниках.
Новая украинская полиция начала действовать жестко — у полицейских рука тянется к пистолету гораздо чаще, чем у бывших милиционеров. И в этом смысле они копируют американскую полицию, которая действительно жестко реагирует на любые агрессивные действия в свою сторону. Вот только новая тактика и новый образ полиции не способствует снижению числа преступлений — в стране взрывной рост грабежей, убийств и изнасилований.
Новые жесткие полицейские куда эффективней работают с бездомными, бытовыми дебоширами и нарушителями ПДД. Некоторых таких нарушителей они просто застреливают, как в еще одно резонансном случае с погоней за авто по киевским улицам, в которое полицейские выпустили семьдесят и лишним пуль.
НАБУ все ближе к Порошенко
После откровений вице-президента США Джозефа Байдена, который живописал свои переговоры с Петро Порошенко в интервью изданию Atlantic (тогда Байден заявил, что Украина не получит миллиард долларов, если президент не уволит генпрокурора Шокина) в Вашингтоне, по-видимому, решили расширить список инструментов влияния на первое лицо украинского государства.
Созданное при активном участии Госдепартамента США Национальное антикоррупционное бюро серьезно взялось за ближайших соратников украинского президента. Из последних новостей — расследование вывода средств через офшоры высшим руководством налоговой службы Украины. Ее руководителем является доверенное лицо президента Роман Насиров.
Сегодня же НАБУ начало проверку в отношении вышеупомянутого генпрокурора Шокина, у которого обнаружили «незадекларированную» гражданскую жену, на которую оформлена элитная недвижимость.
А буквально неделю назад антикоррупционеры устроили слежку за прокурорами, что в конечном итоге вылилось в уличные столкновения спецназа НАБУ и прокуроров.
С помощью ручного прокурора Юрия Луценко президент Порошенко борется со своими политическими врагами и держит в узде друзей. В генпрокуратуру попеременно ходят на допросы Юлия Тимошенко, Олег Ляшко, целый ряд народных депутатов.
Но при этом Порошенко не может не чувствовать — кураторы по украинскому направлению из США составляют собственную «папку». По что — на соратников президента. Но динамика и размах говорят о том, что и сам глава государства не может чувствовать себя полностью защищенным.
Петр верит в Дональда
Петр Порошенко заявил, что даже Дональд Трамп в случае победы на президентских выборах в США не откажет Украине в поддержке. Сказанное президентом резко диссонирует с озвученными ранее заявлениями министра внутренних дел Аваков и экс-премьера Яценюка. Первый назвал Трампа «опасным маргиналом», а второй — «угрозой свободному миру».
Судя по всему, последние социологические замеры убедили Порошенко не делать подобных опрометчивых заявлений. Лидер демократов Хиллари Клинтон опережает республиканца то ли на 6%, то ли на 8% при статистической погрешности около 3%. По другим данным — разница составляет меньше 1%. В любом случае — разница не столь велика, чтобы можно было рискнуть, делая выпады в сторону возможного будущего лидера свободного мира.
В общем, Петр Порошенко осторожничает. И правильно делает.