На прошлой неделе украинский парламент завершил 4 сессию и ушел на каникулы. По словам спикера Верховной Рады Андрея Парубия, со 2 февраля по 15 июля депутаты работали крайне плодотворно.
«Именно эта Верховная Рада провела декоммунизацию названий населенных пунктов. Мы переименовали более тысячи населенных пунктов в Украине. Мы этим показали, что мы здесь, в этом парламенте, более 300, впервые за 25 лет украинской государственности, более 300 проукраинских, проевропейских депутатов, и это наш ответ всем тем, кто говорит, что парламент не способен работать», — хвастался Парубий.
Однако эксперты считают, поводов для радости мало. Ведь многих актуальных проблем, стоящих перед украинским обществом, они не решили.
Несмотря на то, что Рада действительно приняла ряд важнейших реформ, она не решила наиболее острые проблемы, стоящие перед украинским обществом.
Парламент к успеху шел
Уже после закрытия сессии спикер ВРУ, выступая на одном из украинских каналов, привел численные данные по результативности Рады. По его словам, за 4 сессию парламентарии приняли 473 закона. Это действительно немало.
Аналогичная — весенняя — 2 сессия Верховной Рады Украины предыдущего VII созыва завершилась с куда более скромными результатами.
«За 43 пленарных дня, определенных календарным планом, проведено 46 пленарных заседаний, из которых 19 были потрачены на блокирование трибуны. Всего в повестку дня было внесено 814 вопросов и 69 — включено в повестку дня дополнительно. Во время второй сессии были приняты 320 законов и постановлений», — отчитывался в июле 2013 года спикер-«регионал» Владимир Рыбак.
Правда тогда оппозиция действительно блокировала трибуну да так, что депутатам от власти пришлось изобретать «новшество» — выездное заседание Рады.
Теперь же блокирования были вялыми. Да и партия власти прибегла к интересному ходу: упреждающему блокированию трибуны — чтобы не допустить блокирования оппозицией. Кроме того, Порошенко, в отличие от Януковича, по критически важным для него вопросам мог договариваться или надавить на непокорных депутатов.
Как отмечают опрошенные Ukraina.ru эксперты, эта сессия все же имела реальные результаты.
«В принципе эту сессию нельзя считать абсолютно провальной — все-таки удалось отправить в отставку правительство Яценюка, назначить правительство Гройсмана, нового генпрокурора, принять конституционные изменения в части правосудия и решить более мелкие вопросы. Какая-то работа в парламенте шла», — говорит политолог Руслан Бортник.
С ним отчасти согласен и директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский.
«Эта сессия уволила одно правительство и назначила другое. Вместо провалившего все, что только можно Яценюка и его команды, не включая иностранных представителей, назначили близкого партнера президента. Отставку Яценюка можно оценить позитивно — дальше этого человека держать было невозможно», — отмечает Погребинский.
По его словам, от Гройсмана никто ничего особого не ожидает, так как эта фигура полностью подконтрольна Порошенко.
Но, в отличие от Бортника, судебную реформу в качестве «успеха» Рады Погребинский оценить не готов.
«Были приняты важные решения в части судебной реформы. Часть экспертов оценивает их позитивно. Другие — я в их числе — считают, что на фоне тех правильных элементов реформы — например, в сокращении несвойственных прокуратуре функций, там суть дела в некоторых мелочах, которые позволяют президенту поставить судебную систему под свой контроль», — отмечает Погребинский.
Эксперт сравнивает ситуацию с Турцией, где после неудачного переворота власти санкционировали увольнение и арест нескольких тысяч судей. По словам Погребинского, благодаря малозаметным в т.ч. и для западных наблюдателей нюансов в изменениях в Конституцию, Порошенко теперь может влиять на назначение судей, которых теперь обязательно должны переаттестовать.
В ожидании досрочных выборов
Говоря с Ukraina.ru о «перемогах» нынешнего парламента, Бортник подмечает негативные тенденции, которые можно наблюдать в сегодняшней Раде.
«Ключевые, социальные и политические вопросы, например, вопрос тарифов — этот парламент не решил. А политический кризис в его коалиционном выражении лишь усилился», — констатирует Бортник.
По его словам, за время этой сессии правящая коалиция окончательно разрушилась: из ее состава вышло 3 партии.
«Коалиции не существуют де-факто и, скорее всего, де-юре. Обострилось политическое противостояние. Мы видим, какую непримиримую позицию время от времени занимают фракции, вышедшие из коалиции», — рассказывает Бортник.
Вместе с тем, не удалось создать парламентские комиссии по офшорам и по проблемам энергетического сектора, и, самое главное, не удалось принять изменения в Конституцию по децентрализации, а также закон о выборах в Донбассе.
С подобными претензиями выступали даже сами народные депутаты.
«Общество беспокоят вопросы, связанные с социальными выплатами, поддержкой граждан, примирением на востоке, а таких законов было очень мало. Мы настаивали на том, чтобы были приняты законы, которые действительно нужны обществу, которые уменьшают тарифы, но, к сожалению, эти законы были заблокированы. Поэтому мы оцениваем работу парламента как неэффективную. Парламент так работать в стране, которая находится в кризисе, не имеет права», — заявлял лидер фракции «Оппозиционного блока» в парламенте Юрий Бойко.
Такая безрезультатность Рады может, помимо всего прочего, свидетельствовать и о постепенной утрате президентом контроля над ВРУ, считает Бортник.
«Очевидно, потеряна нить управления парламентом, и Парубий не справляется с ситуацией так, как в свое время справлялся Гройсман», — отмечает Бортник.
В итоге, по словам Бортника, Раде можно поставить «тройку с минусом» по пятибалльной шкале.
«Парламент работал, но кризис в нем усилился. Этот кризис достигнет апогея уже осенью-зимой, когда будут сформированы условия для досрочных выборов в 2017 году», — считает политолог.
Бортник не одинок в своем прогнозе. Ранее другой политолог — Алексей Якубин тоже заявлял, что Рада недалека от перевыборов.
«Грубо говоря, Верховная Рада сейчас находится в состоянии своего распада. Эти приключения с геликоптером, которые мы видели, сидячая так называемая забастовка в Раде, при этом — отсутствие депутатов в Верховной Раде, качество тех решений, которые предлагаются, при несоздании той же тарифной комиссии, при несоздании комиссии по оффшорам… <…> распад, который происходит на наших глазах», — отмечал эксперт.
Впрочем, не все политологи уверены, что Рада расколота. В частности, в комментарии Ukraina.ru Михаил Погребинский отмечает: кризис в коалиции был очевиден еще до начала ее работы.
«Да, в начале была сформирована коалиция из 5 фракций. Но с самого начала было понятно, что они долго не уживутся. А поскольку, что было понятно, власть пошла на непопулярные шаги, три радикально популистские группы «отскочили». Никакого единства не было, ну и что? Пока у президента есть возможность проводить необходимые ему решения, ориентируясь на людей Коломойского и других олигархов», — отмечает Погребинский.
Среди последних Погребинский называет фракции «Воля народа» и «Видродження».
Эксперт уверен, что Раде нужно ставить «неуд» по другой причине: за провал мирного решения конфликта в Донбассе.
Минск под вопросом
В июне лидер ДНР Александр Захарченко дал Украине срок: до 14 июля определиться с датой выборов в Донбассе.
«До 14 июля этого года Украина либо принимает закон о местных выборах, который нас устроит, либо нет. Если она его не принимает, будем принимать решения о проведении местных выборов самостоятельно», — заявил Захарченко.
Необходимость скорейшего проведения выборов опосредствованно поддержали все участники «Нормандской четверки», кроме Украины. Лидеры Франции, Германии и России не раз говорили, что Минские соглашение нужно выполнить и как можно скорее.
От украинского парламента требовались две вещи: законы о выборах и амнистии в Донбассе и конституционные изменения по статусу региона. Рада на это не сподобилась.
«Главной задачей перед Верховной Радой на этой сессии было законодательное урегулирование вопросов, которые описаны в требованиях Минского комплекса мер. В этом отношении никакого позитивного результата не было», — отмечает Погребинский.
Со своей стороны политолог Бортник считает, что Рада может прервать свои каникулы ради Донбасса.
«Я уверен, что до сентября месяца мы еще увидим заседания парламента. Осталось очень много нерешенных вопросов даже кроме Минских соглашений», — отмечает Бортник.
При этом, он не верит, что ДНР и ЛНР осуществят свои угрозы и самовольно проведут выборы.
«Выборы в Донбассе в ближайшее время не будут проведены и, наверное, не пройдут. Проведение этих выборов по своим правилам позволит обвинить Захарченко и Плотницкого в срыве Минских соглашений. Выборы в Донецке и Луганске не пройдут, какие бы заявления ни звучали», — отмечает Бортник.
А это значит, что благодаря «плодотворной» работе Рады жителям Донбасса придется доживать очередное лето под обстрелами без надежды на скорое улучшение ситуации.