В понедельник премьер-министр Украины в Facebook отчитался перед украинцами о деятельности правительства за минувшую неделю и рассказал о планах на грядущую. Среди всего прочего, глава Кабмина рассказал, сколько запланировано на этот год субсидий для выплаты гражданам Украины.
«Субсидии на этот год запланированы в объеме 40 млрд грн», — сообщил Гройсман.
При этом, Гройсман подчеркнул — речь идет о субсидиях физическим лицам, выплатам напрямую для граждан, а не организациям.
Примечательно, что подобную цифру Ukraina.ru называли эксперты еще в апреле.
«Если тарифы повысят, то дотации могут составить 45 млрд», — говорил член наблюдательного совета Института энергетических стратегий Юрий Корольчук
Для сравнения: в 2015 на персональные субсидии по ЖКХ украинцам выделили 25 млрд грн.
Такое уточнение очень важное, поскольку, как показывает опыт последних месяцев, субсидии стали еще одним источником незаконного дохода для заинтересованных лиц.
Нажиться на выплатах
У субсидий, которые предлагает правительство, благая цель: компенсировать снижение тарифов для украинцев. Но на практике все получается не так радужно.
По данным главы департамент финансов социальных программ Андрея Рязанцева, в стране свыше 48 млн всех соцвыплат. При этом министерство смогло проверить лишь десятую их часть — немногим более 4 млн. При этом замечания были к 9% от проверенных. Если переложить эту цифру на общее число выплат, получится, что под подозрением окажутся не менее 5 млрд грн, выплачиваемых ежемесячно. По году это 60 млн грн, которые могут идти на незаконные выплаты, — утверждает Рязанцев.
По его словам, основные вопросы возникали с выплатами по утерянным паспортам. Таких, по данным отчета Минфина, уже на сегодняшний день накопилось 108 тысяч случаев.
«Потенциально мы имеем более 372 тыс. выплат по утерянным документам. Целый город», — заявлял Рязанцев.
Речь шла не только о субсидиях на тарифы, но и обо всех социальных выплатах, которые существуют в государстве.
На Украине пытаются бороться с проблемой.
Так, в конце апреля 2016 года вице-премьер-министр Украины Геннадий Зубко заявил: группа аналитиков и юристов отрабатывает вопросы создания Фонда энергоэффективности, монетизации субсидий и системы взаиморасчетов между участниками рынка. При этом Минсоцполитики в начале года инициировало проверки домохозяйств на предмет законности пользования субсидиями.
Подобные схемы пытались применить и в отношении переселенцев с Донбасса. В конце мая текущего года министр соцполитики Андрей Рева отметил: его ведомство придумало электронную систему контроля за передвижениями временно перемещенных лиц.
«На создание реестра понадобится месяц-два. Реально до 1 сентября мы должны его запустить. Но пока будем запускать, нужно делать что-то с теми, кто сегодня не получает выплаты», — сообщил Рева.
По словам министра, принадлежать реестр будет минсоцполитики, а администрировать его будет Пенсионный фонд. Ведь, по информации министра, 80% переселенцев — пенсионеры.
Суть новшества такова — после пересечения границы с ДНР или ЛНР, данные о переселенце, вернувшемся домой, поступят в реестр. И если переселенец не вернется в установленный срок на Украину — а сегодня он составляет 60 дней — он потеряет право на социальные выплаты.
И все бы хорошо, но ведомства действуют в разнобой. Даже в презентации Минфина, которая оказалась у ZN.UA говорится, что верификацией социальных выплат занимается как минимум три ведомства: Минфин, Минсоц и Социнспекторат. Без общей базы легко спутать субсидии по тарифам и выплаты как переселенцу для одного и того же лица.
Кроме того, не мешало бы задуматься над очевидным вопросом: могут ли перемещенные лица платить по высоким тарифам? Не загоняются ли они силой в очереди за субсидиями на ЖКХ?
Что примечательно: как свидетельствует статистика, количество переселенцев, получающих госвыплаты, не меняется, в то время, как сторонние наблюдатели фиксируют изменение состава переселенцев. Вполне закономерно возникает вопрос: нет ли здесь подтасовки цифр для того, чтобы нажиться.
Как отмечают в ZN.UA даже после всех чисток Минсоца, количество переселенцев оставалось неизменным — 1,7 млн человек. И это при том, что ежемесячно рапортовали о появлении 120-170 тыс. новых переселенцев.
Государство своими действиями плодит получателей выплат.
Новые крепостные
Еще одна проблема с субсидиями — социальная. Чем выше государство задирает тарифы, тем больше украинских семей вынуждены задумываться о получении госдотаций.
«Программа субсидий распространена у нас уже на около 4 млн семей. Не людей, подчеркиваю, а именно семей, то есть ориентировочно на 10 млн человек. А если тарифы еще раз удвоят — количество иждивенцев достигнет 15-20 млн. Это уже почти половина населения страны и критический предел. Общество, где иждивенцев 40-50%, не будет дееспособным», — отмечает социолог Евгений Головаха.
По его словам, острой проблемой здесь является то, что никто не захочет возвращать государству долг.
«Беря помощь у родственников, а тем более в банке, ты знаешь, что должен вернуть средства, у тебя есть мотивация вырваться из этого состояния. С государством все совсем иначе: отдавать не хочет никто. Особенно учитывая амбивалентность, которая у нас, украинцев, в голове: с одной стороны, люди сейчас уверены, что государство им должно, а с другой — считают его врагом», — отмечает социолог.
С Головахой можно согласиться лишь отчасти. Субсидии — это не долг. Долг — это альтернатива государственным дотациям. А недавно Верховная Рада узаконила коллекторов как судебных исполнителей. Теперь частная фирма может взымать долги.
А это значит, что у государства не забалуешь: либо платишь «коммуналку», беря в долг и готовясь к встрече с коллекторами, либо — оформляешь субсидию. Получается, повышая тарифы государство не только дает на «прокорм» поле для миллиардных махинаций чиновникам, но и заново «закрепощает» украинцев, вводя их в зависимость от государства.
Такого послушного электората, которому не нужна условная гречка, на которую нужно еще потратиться, а так и не монетизированные — а значит — «бумажные» — субсидии, не имел даже «кровавый диктатор Янукович».
Благодаря субсидиям, у власти появился еще один рычаг давления на украинцев — экономический. Безусловно, манифест об отмене крепостного права издал российский император Александр II, а окончательно покончили с закрепощением на территории бывшей Российской империи большевики, но это тот вопрос, когда бороться с «российским наследием» и проводить «декоммунизацию» как раз не стоит.