Если вы хотите составить представление о том, что собой представляет система управления в Украине, просто сядьте в автомобиль и отправляйтесь в дорогу, пишет в Foreign Policy Дэн Пелещук.
Можно проехать по печально известной трассе М15, которая ведет от Одессы в сторону Румынии — каких-то 180 миль (290 км) до границы Европейского Союза. Теоретически — это честь важного торгового пути, соединяющего крупнейший морской порт Украины с Европой и Турцией. В реальности — просто катастрофа.
Дорога была построена во времена Советского Союза в середине прошлого века. С тех пор мало что было сделано, чтобы поддерживать ее в приемлемом состоянии. Сегодня асфальтовое полотно все в дырах, размер которых варьируется от бейсбольного мяча до детского бассейна-лягушатника. Обочины дороги превратились в кладбище пробитых шин и покореженных дисков колес. В некоторых местах трасса настолько ужасна, что водители съезжают на образовавшиеся по соседству проселочные дорожки. По крайней мере, на них можно ехать со скоростью 25 миль (40 км) в час.
Трасса М15, в той или иной мере, похожа на большинство других дорог в украинской глубинке, ремонт которых обойдется стране в 4,8 миллиарда долларов (около 5% ВВП), как утверждают власти. Ранее один из руководителей «Укравтодора» заявил, что порядка 97% украинских дорог нуждаются в ремонте.
Этот факт является наглядным индикатором того, насколько власть в Украине остается коррумпированной и неэффективной.
«Характерными признаками failed state являются слабые институты госуправления и плохие дороги. В Украине присутствует и то, и другое», — говорит бывший заместитель губернатора Одесской области Саша Боровик.
В последнее время внимание иностранных СМИ было приковано к событиям политического кризиса, в результате которого было сформировано новое правительство в апреле, а также к очевидному нежеланию властей проводить реформы. Тем временем, тлеющий конфликт на востоке страны продолжает оттягивать ресурсы и возбуждать гнев националистов против власти.
Однако состояние более 100 тысяч миль (160 тысяч км) дорог лучше многого другого дает понять, насколько медленно Украина движется по пути модернизации и европеизации. В заголовках в новостях об Украине — война и политический кризис, тем временем, такие прозаические вещи, как бюджет и финансы остаются в тени, а они не внушают особого оптимизма. Лишь эффективное управление и продвинутые технологии могут решить проблему украинских дорог, но сегодня ни того, ни другого в стране нет. По тому, насколько существенно Украина сможет улучшить состояние своих дорог, можно будет судить об общем положении дел в стране.
Хорошая новость состоит в том, что в бюджете 2016 года на ремонт дорог выделено почти 800 миллионов долларов, как рассказал новый министр инфраструктуры Владимир Омелян. Плохая новость — этого совсем недостаточно для таких целей. В одном из своих интервью министр заявил, что с имеющимися в распоряжении средствами все дороги можно будет починить за 100 лет.
Предсказуемо коррупция является главной причиной неэффективности. Помимо ситуаций, когда бюджетные средства бесследно исчезают, есть еще один существенный момент: водители фур нередко платят взятки чиновникам, чтобы не проводить взвешивание своих грузовиков, которые показали бы значительный перегруз. По словам свидетелей, часто можно наблюдать такую картину: вдоль дорог выстраиваются очереди из фур, водители которых ждут, когда закроется весовая станция, и можно будет беспрепятственно ехать дальше.
Но коррупция — не единственная проблема. Разбитые украинские дороги — также результат неграмотного использования национальных финансов. Госфонд реконструкции дорог формируется за счет налогов и пошлин на нефтепродукты, автомобили и шины. Но сложная система перераспределения средств лишь усугубляет проблему: вместо того, чтобы поступать напрямую «Укавтодору», который занимается ремонтом дорог, эти средства зачисляются в общий бюджет, после чего власти решают, каким образом и на что их использовать. Из 1,5 миллиарда долларов, которые поступают от этих налогов, на ремонт дорог выделяется порядка 20-30%.
Создание дорожного госфонда могло решить эту проблему — премьер-министр Владимир Гройсман пообещал, что такой фонд появится в течение нескольких лет. Также может помочь в этом деле децентрализация, в рамках которой местные власти получат больше полномочий решать, какие дороги ремонтировать в первую очередь.
Печально известная трасса М15, которая неоднократно называлась журналистами худшей в Украине, является отражением, как трудностей в процессе реконструкции дорожной инфраструктуры, так и имеющегося для этого потенциала. Одесский губернатор Михаил Саакашвили вскоре после своего назначения заявил, что эта дорога для него является приоритетом.
Проект состоит из двух частей — реконструкция имеющейся дороги и, впоследствии, строительство нового хайвея стоимостью 4,6 миллиарда долларов, который пройдет, минуя соседнюю Молдову (сейчас есть две точки, где машины вынуждены заезжать на территорию Молдовы, не покидая при этом трассу).
В стране, постоянно испытывающей дефицит финансов, и страдающей от неповоротливой бюрократии, реконструкция возможна лишь при наличии средств. Власти надеются в первую очередь отремонтировать самые проблемные участки — порядка 50 миль (80 км) — до конца текущего года за счет госредств, которые пообещали выделить. Основной источник средств — сборы местной таможни, направляемые на ремонтные работы дорог в рамках общенационального эксперимента. Трасса разбита на десятки отдельных участков, на которые подрядчики могут подавать заявки. Это позволит осуществлять реконструкцию шаг за шагом, кроме того, такой подход минимизирует возможность монополизации процесса. Две компании уже работают на участке длиной 25 миль (40 км), тендеры еще на 20 миль (32 км) уже завершились.
Однако строительство новой автострады, которая станет первой платной дорогой Украины, — гораздо более дорогое удовольствие. Даже на уровне планирования могут возникнуть сложности, связанные с правами на землю, как государственную, так и частную, по которой должна пройти эта дорога.
Больше всего остального строительство дороги зависит от политической воли в Киеве. В частности, потому что строительство такого хайвея возможно только при поддержке иностранных инвесторов, которые могут ожидать последующего дохода от взимания платы за проезд или компенсации, если движение по трассе откажется малоинтенсивным. Инвесторы также захотят получить гарантии на самом высоком уровне, что конкурс будет честным и прозрачным. Без участия в этом проекте центральных властей — все это не более, чем мечта.
Вот почему расчет делается на локальный успех. Частично отремонтированная дорога может сперва привлечь большегрузные машины, многие из которых делают большой крюк через Молдову, лишь бы только не ехать по М15. Кроме того, ожидаемая к концу года отмена визового режима с ЕС может оживить транспортное движение в регионе, что, в свою очередь, сделает более привлекательной перспективу строительства платной автострады.
Если же проект окажется провальным, это станет очередным индикатором того, как многое Украине еще нужно сделать, чтобы научиться эффективному управлению и планированию.
Подготовил Сергей Веревкин, РИА Новости Украина