11 мая в столице ФРГ состоялся очередной — 12-й по счету — раунд переговоров министров иностранных дел стран «нормандской четверки»: Германии, Франции, России и Украины. Встреча, как почти каждый раз за время после подписания минских договоренностей в феврале 2015 года, проходила на вилле «Борзиг» — в загородном особняке МИД ФРГ, расположенном на берегу Тегельского озера.
Стандартная процедура
Процедура была стандартной: проезд министерских кортежей по ухоженной территории виллы, рукопожатия на ее ступеньках, общее фото, короткий подход хозяина встречи к прессе. Отличие в этот раз было, пожалуй, только одно — отличная погода, что позволило журналистам не мерзнуть на пронизывающем ветру.
Министр иностранных дел ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер (Frank-Walter Steinmeier) перед началом переговоров напомнил о тех усилиях, которые он и его французский коллега приложили для реализации минских договоренностей. Хотя пока эти усилия не привели к желаемому результату. Риск возникновения полномасштабной войны между Россией и Украиной стал, правда, меньше, но вот «переговоры о политическом процессе, — посетовал Штайнмайер, — поиск политического решения фактически остановились».
![Встреча глав МИД РФ и Германии С. Лаврова и Ф. Штайнмайера Встреча глав МИД РФ и Германии С. Лаврова и Ф. Штайнмайера](https://cdnn1.ukraina.ru/img/101633/82/1016338225_0:0:2897:1915_600x0_80_0_0_7c40706b6149d3b400243f8ed561f527.jpg.webp)
Так дальше продолжаться не может, считают в Берлине, поскольку отсутствие прогресса на переговорах «подрывает легитимацию минского процесса, а главное — таит в себе риск повторной эскалации конфликта».
Концептуальные разногласия
Немецкие и французские дипломаты уже несколько месяцев пытаются сблизить позиции российской и украинской сторон, между которыми, по словам заместителя министра иностранных дел Украины Вадима Пристайко, принимавшего участие в переговорах, существуют «концептуальные расхождения».
Так, Россия настаивает в первую очередь на выполнении политических условий минских договоренностей: на децентрализации Украины и конституционной реформе, а также торопит с принятием законов об амнистии и процедуре проведения выборов на подконтрольных сепаратистам территориях.
По оценкам некоторых независимых московских аналитиков, Кремль до тех пор не откажется от контроля над границей с Украиной и от поставок сепаратистам военной и прочей помощи, пока Верховная рада не примет хотя бы закон об амнистии. В противном случае, мол, украинские военные просто устроят в Донбассе «кровавую баню».
«Иностранцы» на линии огня?
В Киеве о таких опасениях знают и не настаивают на том, чтобы границу с Россией сразу взяли под контроль украинские пограничники. Пусть, дескать, для начала эту работу выполняют наблюдатели ОБСЕ, но не на двух КПП, как сейчас, а на всей линии границы, протяженностью 400 километров.
![Миссия ОБСЕ запустила первую камеру видеонаблюдения на территории ДНР Миссия ОБСЕ запустила первую камеру видеонаблюдения на территории ДНР](https://cdnn1.ukraina.ru/img/101633/82/1016338252_0:0:3077:2048_600x0_80_0_0_e262d148ac5a970f7a1a670618986e24.jpg.webp)
Но самой главной проблемой украинские дипломаты называют прекращение обстрелов, которые после непродолжительной пасхальной паузы снова возобновились. Если бы удалось хотя бы на 60 суток остановить перестрелки, заявил Пристайко в интервью DW, то тогда можно было бы говорить и о последующих шагах.
Такой режим тишины, по его словам, значительно повысил бы готовность украинских депутатов принять решение во имя реализации политических пунктов минских договоренностей, смириться с которыми — пока на востоке страны гибнут украинские военнослужащие — им очень трудно.
Ясно, что «горячие головы» на линии соприкосновения есть с обеих сторон, и трудно точно определить, кто первым передернул затвор. Охладить страсти, говорят в Киеве, можно было бы, разведя стороны на определенное расстояние друг от друга и поставив между ними «иностранцев». Понимаете, сказал корреспонденту DW один из украинских экспертов, открывать стрельбу, зная, что на линии огня может оказаться, например, француз или норвежец, намного труднее, чем видя в прицел только ненавистного противника.
Итоги 12-го раунда
На переговорах в эту среду, 11 мая, возобладал, судя по всему, украинский подход. Речь преимущественно шла именно о вопросах безопасности. Оценивая итоги встречи, Штайнмайер назвал их «смешанными», а царившую на ней атмосферу — лучше, чем во время предыдущего «нормандского» раунда в Париже. «В том, что касается вопросов обеспечения безопасности, мы сделали значительный шаг вперед, — заявил он. — Есть целый ряд конкретных мер, о которых мы сегодня договорились».
К таким согласованным мерам, в частности, относится разведение военных соединений вдоль контактной линии, создание демилитаризованных зон в соответствии с конкретными координатами и сроками. Достигнута также договоренность об обмене информацией и об отказе от проведения военных маневров вблизи линии соприкосновения. «Теперь дело за тем, — подчеркнул Штайнмайер, — чтобы эти договоренности были реализованы на практике на востоке Украины», что, по его убеждению, сделает устойчивым режим прекращения огня.
А вот итогами переговоров о политических аспектах урегулирования конфликта в Донбассе немецкий министр не доволен. Штайнмайер заявил, что в ходе встречи в «нормандском формате» не удалось сблизить позиции сторон, в частности, по вопросу о содержании будущего украинского закона о местных выборах на востоке страны. Представления российской и украинской сторон на этот счет еще очень далеки друг от друга — и в том, что касается самой системы выборов, и в участии в них местных граждан, в настоящий момент находящихся за пределами территории, контролируемой сепаратистами, сказал глава МИД ФРГ.