И это происходит тогда, когда государство постоянно находится в палате реанимации. Находятся те, кто всё время что-то капает: то физраствор, то глюкозу в виде траншей — саркастически шутит политолог, отвечая на вопросы корреспондента «Украина.Ру».
- Сегодня очень интересно следить за Юлией Тимошенко. Ее рейтинг уже выше, чем у Петра Порошенко. Как вы оценивает ее шансы?
— В процессе ставшей чуть ли не народной украинской политической игры под названием «выборы» претенденты будут озвучивать самые невероятные сценарии спасения Украины. В этой гонке без фантастических обещаний не победить. Наиболее востребованными станут идеи популизма на ниве украинской демократии. И тогда даже Дональлд Трамп покажется всем наивным ребенком. Сейчас у Юлии Тимошенко новый этап политической жизни: она после отсидки и освобождения из тюрьмы находится на пике своей формы. Стоит напомнить, что в президентской гонке она участвует не первый раз и не первый год. У нее имеется огромный опыт.
В украинской избирательной традиции есть одна особенность: 2 главных соискателя на президентское кресло друг друга терпеть не могут. Это хорошо заметно в парах Ющенко-Янукович (2004 г.), Янукович-Тимошенко (2010 г.), Порошенко-Тимошенко (2014 г.). В 2014 году отчетливо была видна жажда Тимошенко поста президента. Сейчас ситуация стала еще жестче: Юлии Владимировне придется доказать обществу, что она сможет поломать коррупционную и олигархическую систему, иначе у нее не будет никаких шансов.
- Некоторые политологи в Киеве полагают, что Тимошенко может быть интересна России, и поэтому на нее будут «ставить» в Москве. Ведь даже Владимир Путин не раз говорил, что он знает, кто такая Тимошенко.
— Нет, я это исключаю. Москве она была интересна ровно до тех пор, пока занималась энергоносителями. Сейчас ситуация другая. Мы отказались от российского газа, и это было политическое решение.
- Каков сегодня электорат Юлии Тимошенко?
— Здесь все по-старому. Она сохраняет за собой 10% устойчивого электората, который можно назвать законсервированным, и он принадлежит только ей. Такого электората нет ни у Порошенко, ни у Саакашвили. Но если Юлия Владимировна придет к власти, то для Украины это будет очень тяжело. Ведь она воспринимает президентство как трон. Она не реформатор, не технократ, у нее, по сути, нет прогрессивных идей. Мне очень хочется, чтобы она все-таки менялась. Не имидж меняла, а менялась внутренне, в интересах народа, своей страны.
Вы хотите быть президентом, Юлия Владимировна? Отлично! Но тогда скажите честно, что у нас парламентско-президентская республика, а узурпировать власть при такой модели не получится. Сейчас она будет подталкивать страну к парламентским выборам. У нее есть преимущество: ее электорат весьма мобилизован и пойдет за ней на выборы в самую плохую погоду, не только в хорошую. А вот остальным придется поработать над пропагандистской кампанией, начать что-то предлагать, завоевывать, иными словами. К примеру, электорат Петра Алексеевича весьма рыхлый, а люди Порошенко могут легко переметнуться к Юлии Владимировне.
- Какой будет ее стратегия и президентская кампания?
— Она «оседлает» очень драматичную тему тарифов и субсидий. Ей точно подыграет радикальный, в том числе праворадикальный электорат. Популистские, почти левые идеи — это ее конек. Хорошие ораторские данные, артистизм, эмоциональность, харизматичность — почти всё для победы.
- А как, на ваш взгляд, Тимошенко решала бы проблему Донбасса?
— Ни Тимошенко, ни Порошенко, ни кто-нибудь еще неспособны решить этот вопрос. В мире таких конфликтов не менее 20, и тлеют они долго, поэтому ожидать решения от смены президента не приходится. Здесь все будет держаться на риторике, причем антироссийской, в чем Тимошенко была сильна всегда. В Донбассе должна будет пройти санация, демилитаризация. Там нужно кропотливо работать и привлекать к этой работе не только европейских политиков, но и российских. Пусть и Россия несет ответственность за сложившуюся ситуацию, все должны отвечать полной мерой.