Делая прогнозы на 2015 год, мы, конечно, на первое место ставили конфликт на юго-востоке Украины. Ровно год назад, в декабре 2014 года, эксперты ещё надеялись на то, что Минские соглашения всё-таки будут соблюдаться, удастся договориться о прекращении огня и особом статусе республик, и тогда, возможно, и «Мистрали» нам отдадут, и санкции будут сняты. Как показал минувший год, договориться действительно удалось — был подписан «Минск-2».
Но только выполнить его условия так и не удалось: ни о каком прекращении огня, а уж тем более, об особом статусе речь сегодня не идёт. То же самое касается отмены антироссийских санкций, а вопрос с «Мистралями» закрылся самым неожиданным образом — их выкупил Египет при финансовой помощи Саудовской Аравии.
И вот в попытке строить прогнозы уже на 2016 год фокус внимания необходимо смещать на юг, где полыхает Сирия, а некогда дружественная Турция сбивает наш самолёт. Что касается первой страны, то в недавнем интервью АиФ.ru экс-глава израильской спецслужбы «Натив» Яков Кедми уже прогнозировал, что конфликт здесь будет завершён в 2016 году, не будем повторяться. Кроме того, эксперты прогнозируют нарастание напряжения на Балканах, в частности — вокруг Сербии.
Дональд Трамп vs Хиллари Клинтон
Как ни странно звучит, но будущее России на сегодняшний день отчасти имеет привязку к результатам президентских выборов в США, намеченных на ноябрь 2016 года. Ещё год назад эксперты заявляли о том, что от того, кто следующим займёт Белый дом, внешняя политика Вашингтона, в частности, по отношению к России, никак не изменится: США уже на протяжении достаточно длительного времени двигаются по проторенной дорожке и сворачивать с неё пока не планируют. Однако на тот момент в предвыборную гонку в США ещё не вступил Дональд Трамп. Он спутал карты и заставил поменять прогнозы не только российских, но и американских экспертов.
Одни политологи уверены, что американские элиты не дадут Трампу дойти до последнего этапа президентских выборов, «выбраковав» его во время праймериз, другие всё-таки оставляют шанс этому политику.
«Главное событие следующего года — это президентские выборы в США. Главным вопросом при этом является — победит ли Хиллари Клинтон, или всё-таки республиканцам в виде яркого Дональда Трампа удастся ей противостоять и одержать верх. Соответственно, во многом от этого расклада будут зависеть отношения России и Запада, потому что очень важно, кто придёт на смену Обаме в ноябре», — сказал АиФ.ru политолог Павел Святенков.
Эксперт убеждён, что Трампа до выборов всё-таки допустят. «Будет очень глупо не допустить Трампа до выборов, потому что это будет удар по Республиканской партии. Потому что, во-первых, он может выдвинуться как независимый кандидат, что будет чревато расколом среди республиканцев и их поражением на выборах. А во-вторых, это нанесёт сильный удар по престижу американской демократии, потому что для снятия кандидата нужны очень веские основания. Сам же Трамп имеет сейчас очень хорошие шансы на выдвижение», — сказал Святенков.
Вопрос остаётся лишь в том, удастся ли ему смягчить свой имидж настолько, чтобы понравиться избирателям и победить Клинтон.
«Трамп — это фигура, очень похожая на Берлускони в Италии и Саркози во Франции, это достаточно яркий популист, склонный к оригинальной риторике. И такой человек мог бы проводить по отношению к России более самостоятельную политику. Но вопрос заключается в том, удастся ли ему к власти пробиться», — заключил эксперт.
Россия vs Турция
В турецких СМИ часто публикуется «эксперт по России» по имени Октай Ватансевер. Не так давно он пытался уверять, что эскалацию в отношения между двумя странами внесла как раз Россия, а Турция всё это время якобы пыталась идти ей на уступки. Ватансевер считает, что «напряжённость ослабнет после президентских выборов в России, которые должны пройти в марте» (перевод InoSmi). При этом он уверен, что новой напряжённости в отношениях между двумя странами ждать не стоит — этап эскалации уже закончен, хотя и скорейшего урегулирования тоже ждать не приходится.
Об уровне этого «эксперта» говорит хотя бы тот факт, что он «назначил» президентские выборы в России уже на март этого года. Здесь, вероятно, следует напомнить, что ближайшие выборы главы государства в России ожидаются лишь в 2018 году. Даже если он имел в виду именно их, то такой прогноз слишком долгосрочный. Даже «дорожная карта» по урегулированию ситуации в Сирии рассчитана на 18 месяцев.
По мнению заместителя директора «Центра политических технологий», политолога Алексея Макаркина, российско-турецкие отношения в следующем году будут только ухудшаться и в результате начнут больше напоминать российско-украинские: станут спокойнее, в информационном поле отойдут на второй-третий план, но это не будет означать нормализацию. «Какое-то затишье возможно, но пока Эрдоган — президент, нормализации не будет. Он для российской власти сегодня стал такой же фигурой, как Михаил Саакашвили. К тому же президенту Порошенко отношение плохое, но не зашкаливающее», — пояснил эксперт АиФ.ru.
По его словам, на сегодняшний день нет даже возможностей для каких-то компромиссов между двумя странами: санкции России против Турции ужесточаются, да и Турция не стремится сделать шаг навстречу. «Это говорит о том, что приоритеты сторон носят слишком разнонаправленный характер, чтобы они могли договориться. Сюда накладываются очень разные интересы в Сирии, где у обеих сторон есть структуры, которые они поддерживают. Есть также очень сильный эмоциональный фактор, который никуда не уйдёт. Может, несколько уменьшится в следующем году, но это максимум, что возможно. И вряд ли он повлияет на общую ситуацию», — считает Макаркин.
Более того, по его мнению, сохраняется угроза эскалации, но до какой степени она может дойти — прогнозировать пока невозможно. Однако прямое военное противостояние пока эксперт всё-таки исключает, напоминая, что Турция — это член НАТО, а члены альянса не настроены на открытую войну и будут стараться сдерживать Эрдогана настолько, насколько это возможно. «Поэтому я думаю, что вряд ли будем воевать, но может быть новое столкновение в Сирии с учётом того, что пока сторонам не удаётся договориться о каком-то компромиссе», — заключил он.
Армения vs Азербайджан
О том, что конфликт в Нагорном Карабахе может стать новой горячей точкой на карте мира в обозримой перспективе, мы писали ранее. Но вскоре у этой истории появилось продолжение: мало того что Турция высказалась в поддержку позиции Азербайджана и пообещала ему помощь в возврате Нагорного Карабаха, так ещё и Армения в одностороннем порядке разорвала договорённости о прекращении огня. Но, по мнению вышеупомянутого турецкого эксперта, это Россия пытается оторвать Азербайджан от Запада, США и Турции, используя для этого армянский вопрос.
Между тем, по мнению российского политолога Андрея Арешева, на сегодняшний день ситуация вокруг нагорно-карабахского конфликта действительно обострилась, хотя его и так нельзя было назвать завершённым. «Есть достаточно много интересантов, которые подталкивали бы стороны, в частности Азербайджан, к разморозке конфликта и доведению его до действительно опасной стадии, при которой конфликт низкой интенсивности перерос бы в крупномасштабные военные действия», — сказал он АиФ.ru.
Но здесь немаловажную роль всё-таки играют позиции России и Запада, которые выступают с общей идеей — о необходимости мирного продолжения переговорного процесса. Однако этого нельзя сказать о Турции, которая продолжает хоть и дипломатически, но провоцировать одну из сторон — Азербайджан — на более решительные действия.
С начала XX века район Нагорного Карабаха дважды становился ареной кровопролитных армяно-азербайджанских столкновений.
«Но в Турции сейчас много и своих проблем, как внешних, так и внутренних, для того чтобы провоцировать дополнительное напряжение на Южном Кавказе, рискуя получить ещё один политико-дипломатический фронт во взаимоотношениях с Россией, и так донельзя испорченных по инициативе турецкой стороны», — добавил Арешев.
Кроме того, экономика самого Азербайджана сейчас находится в достаточно плачевном состоянии в связи с падением цен на энергоносители. В такой ситуации, конечно, у руководства страны может появиться соблазн перенаправить социально-экономическое недовольство на борьбу с внешним врагом. «Но мне всё-таки хочется надеяться на то, что здравый смысл возобладает. Я думаю, в Азербайджане есть понимание того, что и в Армении, и в Нагорном Карабахе к войне готовы и блицкрига у азербайджанской армии не получится. А это, соответственно, не тот сценарий, который устроил бы официальный Баку», — говорит эксперт.
Вместе с тем он прогнозирует, что ситуация будет находиться на очень высоком уровне напряжения, и понадобятся дипломатические усилия для того, чтобы успокоить все стороны конфликта. «Но мне хотелось выразить надежду на то, что до большой войны вокруг Нагорного Карабаха в 2016 году дело не дойдёт. Потому что такая война не оставит в стороне региональные государства, а возможно, и глобальных игроков, которые будут вынуждены вмешаться», — заключил он.
Балканы vs НАТО
В 2015 году глава НАТО Йенс Столтенберг сделал официальное предложение Черногории о вступлении в альянс. Ответом на это стала волна акций протеста против присоединения страны к Североатлантическому блоку. Кроме того, еврокомиссия заявила, что готова предоставить безвизовый режим Косово (наравне с Грузией и Украиной). По мнению экспертов, всё это — звенья одной цепи и попытки давления на Сербию, которая традиционно придерживается пророссийских взглядов.
«В последнее время активность Запада, особенно в лице неевропейских сил, всё более усиливается. И позиция западных дипломатов становится всё более жёсткой и ясной, приобретая всё более чёткую форму. Запад, наблюдая за успехами России после присоединения Крыма, за действиями России в борьбе против терроризма в Сирии, опасается выхода ситуации из-под контроля. Поэтому он манипулирует таким государством, как Сербия, то провоцируя террористические атаки на её южных границах, то поддерживая радикальные исламские группировки в государствах, которые окружают Сербию», — считает политолог Екатерина Поморцева.
Советник аналитического центра «Платформа общественного диалога», политолог Владимир Зотов (Сербия) говорит, что премьер-министр Сербии Александар Вучич, в отличие от руководства той же Черногории и Хорватии, на сегодняшний день проводит всё-таки национальную политику, ориентированную на интересы своей страны настолько, насколько это возможно. Между тем вступление Черногории в НАТО позволит Западу взять Сербию в жёсткое кольцо.
«Кроме того, можно организовывать с помощью албанских диаспор террористические атаки в Македонии, как это уже было в этом году. Плюс Косово. То есть они окружают Сербию: Босния — это исламские радикалы, Черногория — негативно настроенное население плюс выход к морю на юге, где можно поставить свои базы. Плюс Косово и Македония. Таким образом, Сербия оказывается в полном оцеплении, и если сербское правительство задумает договориться о чём-то с Россией, начнутся террористические атаки на границах. Македония показала, что провокация или атака может произойти абсолютно неожиданно и молниеносно», — уверен политолог.
Ждать же провокаций следует в том случае, если премьер Вучич всё-таки пойдёт на какие-то договорённости с Россией. «Есть информация, что ему запретили соглашаться на предложенный накануне январского приезда Рогозина контракт. Сделано это было как раз под угрозой террористических атак и даже войны. То есть ситуация очень серьёзная, и сербам не так просто согласиться, потому что у них под боком очень много горячих точек. Поэтому в 2016 году прогнозы очень и очень неутешительные», — заключил Зотов.
По мнению Екатерины Поморцевой, ситуацию в следующем году также могут усложнить предстоящие выборы в Сербии, за победу в которых будут бороться прозападные и пророссийские партии. Разница у них заключается в том, что «свои» партии и общественные движения США готовы поддерживать и средств на это не жалеют. В отличие от России, которая провозгласила принцип невмешательства во внутренние дела других стран. «Любовь к России и исторические связи не меняются, но политические решения будут приниматься не в нашу пользу», — заключила она.
Екатерина Ларинина