— Давид, испытываете ли вы разочарование за два года работы на Украине, или наоборот, полны энтузиазма продолжить реформирование Генеральной прокуратуры страны?
— Нет, никакого разочарования я не испытываю, потому что вижу очень большое число людей, которые готовы в Украине бороться за высокие стандарты жизни, за качественное образование и медицину. Честных и благородных людей очень много, но многое зависит о правильного, грамотно выстроенного обновления кадровой системы власти в стране. Параллельно важно выстраивать законодательную власть, причем оба эти процесса должны иди одновременно, в противном случае произойдет сбой реформ.
В первую очередь очень важно удалить разрыв, по сути, пропасть между обществом и бюрократией, которая еще очень велика в Украине. Даже Майдан 2014 года эту бюрократию не смог «проломить». Вот этот форум можно назвать интеллектуальным, цивилизованным, гражданским Майданом, который должен вливаться в конкретные министерства, в конкретные государственные службы.
— Планируете ли вы участие в создании новой партии на Украине вместе с Михаилом Саакашвили?
— Я не планирую заниматься только лишь политической деятельностью, хотя был и на Майдане в 2014 году. В мою задачу входит реформирование всей прокурорской службы и четкая ее работа как единого механизма, который позволит снижать преступность. 15 декабря завершился первый, очень сложный этап реформы прокуратуры: она значительно сократилась и теперь имеет иное качество.
Антикоррупционный форум — продолжение усилий двух лет работы после Майдана. Нужно дать возможность довести реформирование до логического конца. Что касается меня, то я всегда играл по командным правилам и буду там, где будут честность, справедливость и борьба за прогресс.
Для себя таким лидером считаю Михаила Саакашвили, с которым можно сделать много полезного для Украины. Наша команда вместе уже 13 лет, а это немало.
— Почему в таком форуме не участвует премьер-министр, на ваш взгляд?
— У премьер-министра свои конкретные задачи. Мне было бы странно здесь, на реформаторском форуме, его увидеть хотя бы потому, что Яценюк все время жалуется, как все плохо. А ведь реальные результаты есть. Если говорить о нашей работе, то в производстве с июня месяца находится более 120 дел. Были задержаны не только высокие должностные лица прокуратуры, но и рядовые работники районных прокуратур, работники областного уровня. Было бы намного проще работать, если не было бы столь жесткого сопротивления со стороны оперативных органов. Но хочу сказать, что уже есть люди, которые готовы работать на совершенно другом уровне: это специалисты, которые прошли через открытый конкурс. Сейчас мы занимаемся крупными делами по незаконной приватизации, незаконным закупкам, работаем также с депутатами. Сроки ведения дел могут быть разными, но бесперспективных дел не бывает, хотя отдельные дела приходится закрывать. Мы не изобретаем велосипед и действуем в сфере нашей компетенции. Объявили конкурс на 700 вакансий прокуроров — получилось, при этом мы открыли двери в судах для общественно-гражданских наблюдателей. Все также увидели, что, оказывается, можно задержать областного прокурора и предъявить ему обвинения в коррупции.
Сегодня прокуратура Украины очень серьезно страдает от «советских» заболеваний. Мы хотим создать институт, который будет работать с потерпевшими, а также свидетелями. А люди приходят с жалобами на органы надзора и не понимают, что этой институции уже нет. Чтобы поменять в корне философию прокуратуры, нужна новая политика уголовного права и законодательства. А о ней никто не имеет представления — что это такое и какой она должна быть.
— Давид, что вам известно о наркотрафиках, которые курируют СБУ и МВД?
— Когда не перекрывается серьезный поток контрабанды, незаконной приватизации, незаконных потоков энергоносителей, наркотиков — об этом должна знать общественность. В этом и заключается искусство прокуратуры и следствия. Если систему не хотят ломать старые кадры и упорно сопротивляются слому коррупционной и уголовной вертикали, то нужно находить людей, которые смогут это сделать. Нужно ломать эти потоки, а не возглавлять их, как долгие годы происходило в Украине. Сейчас очень трудно наносить точечные удары по коррупционным точкам, которые есть в МВД и СБУ, потому как не до конца разорваны криминальные связи украинского «спрута». Но мы будем продолжать действовать с еще большим напором, если нам позволят. Вы же понимаете, что мы тоже рискуем.
— На ваш взгляд, чем чреват конфликт Авакова-Саакашвили и к чему это может в конечном итоге привести? Не обидны ли вам слова, сказанные в адрес вашего коллеги и друга М.Саакашвили?
— Победит тот, кому больше доверяет общество. Украинское общество — достаточно опытное, и людей будет невозможно долго вводить в заблуждение и обманывать. Люди сами скажут, кому они доверяют, а кому не хотят доверять. Социологические рейтинги «Народного фронта», партии, выдвинувшей на должность А.Авакова, этому подтверждение. Ни Аваков, ни кто бы то ни было другой не имеет права и не может разговаривать от имени всего украинского общества. Задача Авакова — борьба с системной коррупцией, он должен выполнять все функции министра МВД — бороться с организованной преступностью, заниматься правозащитной деятельностью.
Я уже высказывался относительно поведения Авакова, но могу повторить: я — грузинский украинец грузинского происхождения, «гастролер» с украинским паспортом, который им дорожит и гордится. Ежедневно живу с этой ответственностью перед почти потерявшим надежду украинским народом. Ни Аваков, ни Яценюк, очевидно, так и не поняли, кто мы такие и с какой целью сюда приехали. И, думаю, очень важно, что сейчас мы имеем уже намного больше партнеров в системе, чем год назад, и видим первые сдвиги в борьбе с антиреформаторским движением в Украине.
Беседовала Полина Орловская