Покидая ее в производственной сфере, он на уровне мировых стандартов проникает в области жизнедеятельности общества, связанные с контролем общественного сознания и борьбой с неблагонадежными.
Среди известных «достижений» майдана — установление внешнего контроля, как над силовыми структурами Украины (от Вооруженных сил до спецслужб) со стороны «партнеров» из Соединенных Штатов, так и над информационным пространством Украины, из которого были вычищены все СМИ, пытавшиеся предоставлять населению точку зрения, отличную от официальной.
На Украине не остановились на достигнутом и решили интегрировать деятельность спецслужб в виртуальное пространство, т.е. распространить контроль и над оставшимся единственным источником альтернативного мнения — сетью интернет, и всем, что с этим связано.
С этой целью была создана особая структура — спецслужба для работы в информационной сфере — киберполиция. Ее задача — закрепить «успехи» постмайданного государства в контроле над информационным пространством, используя возможности спецслужбы. За опытом далеко ходить не пришлось — он сам пришел. Чувствуется рука мастера.
В несравнимо большем масштабе, как и полагается «старшему брату», спецслужбы по работе в сети интернет были созданы и эффективно функционируют в США. USCYBERCOM — Кибернетическое командование США ведет свою историю от подразделения в составе ВВС (2006-07 годы — AFCYBER — киберподразделение военно-воздушных сил). По приказу министра обороны США Роберта Гейтса от 23 июня 2009 года командующим Стратегического командования США К. Чилтоном было создано Кибернетическое командование USCYBERCOM.
В документе министерства обороны США «The Joint Operating Environment 2010» было заявлено: «Технологии киберпространства превращаются в инструмент власти в обществе, и при этом становятся всё более доступным для противников государства, которые могут использовать эти технологии для компьютерных атак, нарушения коммуникаций и обмена информацией. Низкие барьеры входа в сочетании с анонимным характером деятельности в киберпространстве делают список потенциальных противников достаточно широким. Кроме того, глобальный характер киберпространства и отсутствие в нем национальных границ будет создавать дополнительные сложности для государств в плане сдерживания угроз и реагирования на чрезвычайные ситуации».
Как использовать технологии киберпространства, чтобы они превратились в инструмент власти в обществе, в США знают, и имеют колоссальный опыт применения во множестве стран. Во многом благодаря этим технологиям, были совершены «цветные революции» в Грузии, Сербии, Молдове, Ливии, Тунисе, Египте и многих других государствах мира на различных континентах, а среди них и киевские майданы 2004-05 и 2013-14 годов.
Семинары в 2012-13 годах в рамках программы TechCamps, которую курировал лично посол США на Украине Джон Теффт (ныне посол США в России) стали «кузницей кадров» киевского майдана. Значительное внимание в них уделялось именно работе в виртуальном пространстве, использовании социальных сетей для организации и проведения массовых акций протеста.
Но, понимая всю эффективность кибернетических технологий, организаторы майданов, используя ресурсы местных колониальных администраций, пытаются не допустить их применение своими противниками. После успешно осуществленной смены власти на Украине, кибертехнологии используются для зачистки информационного пространства и профилактики возможного зарождения очагов сопротивления действующему режиму.
Постановление Кабинета министров Украины №831 «Об образовании территориального органа Национальной полиции» от 13 октября, в котором Национальной полиции передается в подчинение киберполиция как межрегиональный территориальный орган.
Официально декларируемые основные задачи киберполиции:
1. Реализация государственной политики в сфере противодействия киберпреступности.
2. Противодействие киберпреступлениям в сфере использования платежных систем, в сфере электронной коммерции и хозяйственной деятельности, в сфере интеллектуальной собственности, в сфере информационной безопасности (социальная инженерия — технология управления людьми в интернет пространстве).
3. Заблаговременное информирование населения о появлении новейших киберпреступлений.
4. Внедрение программных средств для систематизации и анализа информации о киберинцидентах, киберугрозах и киберпреступлениях.
5. Реагирование на запросы зарубежных партнеров, которые будут поступать по каналам Национальной круглосуточной сети контактных пунктов.
6. Участие в повышении квалификации сотрудников полиции по применению компьютерных технологий в противодействии преступности.
7. Участие в международных операциях и сотрудничество в режиме реального времени. Обеспечение деятельности сети контактных пунктов между 90 странами мира.
Необходимость создания киберполиции оправдывают статистическими сводками, например такими: на Украине количество преступлений в виртуальном пространстве за последние два года выросло более чем на 200%, «поэтому и бороться с ними нужно значительно активнее».
Борьба с киберпреступниками, воровавшими деньги со счетов частных лиц и организаций, вскрывавшими аккаунты в социальных сетях, велась и раньше. Этим занимались и службы безопасности отдельных банков, и в целом, Служба безопасности Украины. Но круг обязанностей новой структуры расширен без акцентирования внимания на наиболее важных задачах карательного характера.
Набор сотрудников в киберполицию Украины стартовал 15 октября 2015 года, а начать работу она должна уже с 5-6 ноября. Среди общих требований к соискателям на должность инспекторов и спецагентов — свободное владение украинским, английским и русским языками (так что рано решили избавиться от изучения русского языка в средних школах?). Кроме того, будущие киберполицейские должны обладать желанием качественных изменений в сфере борьбы с киберпреступностью и навыками использования психологии и социальной инженерии, украинским гражданством, иметь высшее образование, не быть судимыми, уметь принимать решения и действовать в условиях ограниченного времени.
С места в карьер — уже 19 октября в презентации на сайте МВД Украины было заявлено, что в ближайшее время будет создан реестр запрещенных сайтов: «В ближайшее время в киберполиции (планируется) создание онлайн-площадок по реестру и последующей блокировке интернет-ресурсов, через которые осуществляется распространение и сбыт запрещенного контента». Что такое запрещенный контент — догадаться несложно.
За первые сутки после размещения на сайте МВД объявления о приеме на работу в киберполицию поступило более 3300 резюме от претендентов. Собирали не просто специалистов в области IT-технологий, но обязательно — идейно-мотивированных.
Еще 24 февраля 2015 года был зарегистрирован Законопроект №2225, согласно которому в Уголовный кодекс Украины должны быть внесены изменения по усилению наказание за «умышленные действия по подрыву авторитета государства и власти. В нем, в частности, говорится: «Общественно опасные противоправные деяния, посягающие на авторитет Украины как суверенного государства, публичное унижение, надругательство, осквернение или иные действия, направленные на подрыв авторитета органов государственной власти, местного самоуправления и объединений граждан Украины, и/или циничное, пренебрежительное отношение и неприятие как отдельных структурных элементов системы государственного управления (его соответствующих органов), так и государства в целом должны быть наказаны исправительными работами на срок до двух лет, арестом до двух месяцев или лишением свободы на срок до трех лет».
Кроме того, в пояснительной записке также указано, что законопроект не требует консультаций с общественностью. 25 марта 2015 года это законопроект был доработан и вновь подан, а 2 июня 2015 года в заключении главного научно-экспертного управления было сказано, что по результатам рассмотрения в первом чтении законопроект целесообразно отклонить. Тем не менее, спустя несколько месяцев, как раз к окончанию срока формирования киберполиции, к этому законопроекту планируют вернуться. Но, не столь важно — будет или не будет принят подобный закон.
Создание киберполиции дает новые возможности действующей власти в преследовании инакомыслящих, в управлении общественным сознанием, тотальным контролем информационного пространства и его стерилизации.