Антинатовский майдан в Подгорице — это наконец-то выплеснувшийся гнев православного народа, направленный против всего того, что творила и творит марионеточная прозападная власть Черногории.
«Украина.ру» уже писала о корнях противостояния. 9 лет назад в этой сербской республике состоялся референдум, после чего она была объявлена независимой страной. При требуемых 55% сторонники независимости во главе с тогда и ныне действующим премьером набрали 55,5% (половина из этой нарисованной цифры были албанцами, католиками и мусульманами). Но сторонники национального единства до сих пор не смирились с массовыми нарушениями, манипуляциями и мощным задействованием админресурса при проведении плебисцита.
Точно так же — при тотальной информационной блокаде противников евроинтеграции, повсеместных манипуляциях и всеохватывающем админресурсе — Черногорию сейчас тянут в ЕС и НАТО.
Конечно, авторитетнейшим общественным институтом, работающим на сохранение общесербского и общеславянского единства, остаётся Церковь. Православные сербы помнят завещание, которое 17 октября 1830 г. продиктовал святитель Петр Цетиньский, Митрополит Черногорский своему племяннику и секретарю — будущему великому поэту, правителю и митрополиту Черногории XIX в. Петру II Петровичу Негошу: «Да будет проклят тот, кто бы покусился отвратить черногорцев от верности благочестивой и христолюбивой России». И Петр II прославился как борец за независимость Черногории от Турции и Австрийской империи, сторонник югославянского единства и братских отношений с Россией.
Памятник черногорскому Петру II в Боснии — в построенном Эмиром Кустурицей Каменграде. Фото — Дмитрий Петров
Увы, часть тех сербов, что перестали быть православными, преступили через заповедь, которую их предки считали святой. Черногория под воздействием ЕС присоединилась к санкциям против РФ. А чтобы полностью превратить сердце исторической Сербии в Антисербию, здесь, как и в Малороссии — откуда есть пошла вся земля Русская — создаётся псевдоцерковь.
Поэтому и параллелей с «церковной» историей Антироссии — Украины, найдем мы здесь немало.
Недолгий век т.н. «Черногорской православной церкви» («ЧПЦ»), начинается, как и в случае с т.н. «Киевским патриархатом» в проклятые для наших стран девяностые.
«Можно, конечно, твердить, что черногорцы — отдельный этнос, однако сам тот факт, что большинство жителей страны принадлежат к сербской церкви, где проповеди произносят на сербском языке (который государство упорно называет черногорским), вызывает у властей, активно боровшихся за независимость, аллергическую реакцию», — читаем у балкановеда Пётра Ильченкова.
«В Черногории идея взрастить в пробирке собственную церковную организацию окрепла в умах сепаратистски настроенных представителей элиты лишь в конце 80-х гг. прошлого века, — пишет он о том самом времени, когда и в УССР учреждаются первые «осередки по відродженню національної церкви». — С распадом Югославии происходит оживление всевозможных сепаратистских движений и идей.
Примером этого явилось и учреждение «ЧПЦ», провозглашенное 31 октября 1993 г. «Инициативным комитетом за возрождение Черногорской православной церкви»… Во главе комитета стоял Антоний Абрамович, уже долго скитавшийся по свету священник, кочевавший из Сербской православной церкви в Русскую православную церковь за рубежом, оттуда в Американскую православную церковь, а после и вовсе расстриженный.
На старости лет Абрамовичу очень хотелось стать автокефальным митрополитом, перескочив все ступеньки церковной иерархии. Впрочем, годы его правления были недолгими… На смену ему пришел другой расстрига, чья фигура была еще колоритней. Это был Мираш Дедеич… Он даже поучился в Московской духовной академии. Впрочем, за леность в учении из последней его выгнали… Дедеич перешел в Греческую православную церковь, в которой его поставили за приходского священника… в Риме.
Однако неприкрытые симпатии Дедеича к Ватикану и связанные с этим отклонения от литургических канонов привели к тому, что Вселенский патриарх запретил ему священнодействовать, что лишило пожилого Дедеича средств к существованию. Спасение пришло из родного края: агрессивное интервью бульварной газете «Монитор», в котором он похвалил умирающего Абрамовича, поругал Сербскую православную церковь и поклялся в верности «Черногорской православной церкви», вознесло его на самый верх этой организации».
Сравните с похождениями расстриг — моральных уродов, «возродивших автокефальную церковь» на Украине (от отца-возродителя — уголовника педофила «епископа» Чекалина до сменившего его «патриарха» Денисенко по кличке «Филарэт») — найдёте немало схожего. Даже в том, что оба «предстоятеля» (и Дедеич, и Денисенко) оставались «женатыми монахами».
Основное различие между этими отлучёнными от Церкви персонажами состоит лишь в том, что первый в канонической своей жизни дослужился до митрополита, а второй не был даже архимандритом. «Епископство» пришлось приобретать в т.н. «Болгарской патриархии» — ещё одном раскольничьем творении «новых демократических властей» на постсоциалистическом пространстве Восточной Европы.
Правда, уже в начале двухтысячных эта структура, лишившись государственной поддержки, развалилась как карточный домик, а её иерархи, включая «патриарха» покаялись за содеянное. Однако, что примечательно, Филарет-то был предан анафеме в т.ч. и за поддержку болгарского раскола. Ныне Денисенко пребывает в «евхаристическом общении с Дедеичем, что, конечно же, нельзя считать добрым знаком для самозванцев черногорских.
Впрочем, дела у последних не клеились с самого начала. Как и «филарэтовцы», адепты "черногорославия" (как они называют свою религию) принялись промышлять захватами православных храмов. Да только ресурса человеческого явно не хватало — практически везде получали в нюх от народа верующего. Тем не менее, умудрились зарегистрировать целых 5 «епархий». И это при двадцати пяти «священниках» (практически всех в свое время изгнанных по разным причинам из Сербской церкви).
Но — судьба злодейка! — как только зачинщики референдума по отделению «победили», о «национальной церкви» (не пользующейся популярностью даже у сепаратистов) стали за ненадобностью забывать. Как это происходит с любым подобного рода одноразовым объектом.
«Этих самосвятов, по сути, использовал ряд политиков для того, чтобы добиться независимости Черногории — пояснял после «референдума» твёрдый сторонник сербского единства Митрополит Черногорский Амфилохий. — Теперь же, когда независимость уже есть, они, я надеюсь, откажутся от поддержки этой псевдорелигиозной организации».
И, действительно, вскоре после сообщения «ЧПС» 2007 года о том, что она, дескать, «начинает борьбу за возвращение всех религиозных объектов, которыми пользуется Сербская православная церковь в Черногории, построенных до 1920 года или финансированных из бюджета Черногории после этой даты», правительство Черногории заявило, что гарантирует неприкосновенность имущества Сербской Православной Церкви на территории Черногории.
Однако выбрасывать единожды использованное изделие черногорские власти не спешат. Время от времени им требуется размахивать. К примеру, в 2011 г., когда премьер Лукшич подписал в Ватикане конкордат с папским престолом (по которому 2% католиков в государстве теперь имеют больше прав, чем 85% православных), Черногорская митрополия Сербской Церкви выступила резко против такого шага. Тогда-то МВД Черногории и «напомнило» православным, что «такой церкви как Сербская, в государстве официально нет». А «Черногорская» есть.
Сейчас, когда идёт активная подготовка по втягиванию Черногории в НАТО, пустышку «ЧВС» вновь пытаются выдать за голос верующих. Под это дело «митрополит» Дедеич подготовил законопроекты, открыто ущемляющие права Черногорской епархии Сербской церкви. Как сообщили «Украине.ru» в байкерском клубе «Ночные волки», они во время своего тура по Адриатическому побережью поддержали митинг протеста, созванный по призыву митрополита Амфилохия. Из всех участников акции местные спецслужбы задержали только православных байкеров. Их допрашивали 7 часов, не выдвигая никаких обвинений!
И всё же, как видим, пока что ни кнут ни пряник (в виде столь знакомых украинцам обещаний кружевных трусиков и пенсий по 500 евро) не срабатывает.
Древний оплот Православия на Балканах не сдаётся, и отнюдь не сложа руки ждёт наступления времён — когда, даст Бог, восстановит, наконец, свои могучие силы Третий Рим.
«Мы не маленький народ. Нас с русскими — 200 миллионов», — напомнил мне на днях сербскую поговорку Славко Крстаич, глава Черногорского отделения Международного общественного Фонда единства православных народов.
На прошедшей 16 октября в Кишинёве Международной конференции «Православная цивилизация и современный мир», которую вот уж второй год проводит ассоциация Iubesc Moldova, он выступил с докладом, выдержками из которого позволю себе и закончить материал о пробуждении сербской Черногории.
«Катастрофические последствия либеральной глобализации трагически переживают маленькие православные народы, обладающие своими специфическими духовными и культурными матрицами во всех сферах общественной жизни, от хозяйства до культуры… В этом смысле неоценима искренняя и своевременная поддержка мощного русского народа и его архипастырей, которую они оказывают своим православным братьям. Обуреваемые со всех сторон Балканы — первая боевая линия в сражении со средствами пропаганды НАТО и Ватикана. Этому плацдарму, уж несколько столетий противостоящему всеславянской «украинизации», такая поддержка не просто жизненно необходима, она обязательная перед Господом.
В Черногории сейчас наблюдается вспышка массового сопротивления попыткам марионеточного режима уровнять посредством антицерковного закона традиционную Церковь с вновьзарегистрированными религиозными сообществами и сектами, различными НПО, включая общества любителей бабочек и т.п., и таким образом ограничить пространство для миссионерской деятельности, унизить и маргинализовать Православие.
Это не просто прогиб пред западными менторами, но попытка принудить народ Черногории забыть свои корни, суть, культуру, язык, братьев, друзей, даже врагов. Сербский народ столетиями пытается выжить и сохранить традиционную нравственность черногорского воина, хозяина, родителя — кодексы доблести и мужества, которые имеют свое основание именно в православной вере. Случайно ли попытка создать государственную «церковь» в Черногории находит сочувствие разве что у еврейской общины? Но не евреи, не австрийцы, не бошняки создавали и столетиями защищали от многочисленных захватчиков Черногорию. Но православные сербы, при поддержке своих единокровных и единоверных братьев из Герцеговины, других частей Сербии, Мало- и Великороссии.
Несмотря на все перипетии, все православные народы являются одной семьей, у которой один Отец, и один — Его — домострой. В нашей части Балкан семью эту защищает стена Сербской Православной Церкви со своими епархиями в Черногории. А значит, и весь верный православный народ Черногории, со своими терпением и нетерпимостью».