«Украинская делегация и Специальный комитет кредиторов провели подробные дискуссии в Сан-Франциско. Переговоры продолжаются», — говорится в сообщении ведомства.
В переводе «с французского на нижегородский» — переговоры, которые 12-13 августа провела в Сан-Франциско министр финансов Наталия Яресько, закончились ничем, хотя накануне она написала в Facebook: «Ожидается финальный раунд переговоров. Не оправдался слух, что кредиторы согласились на «ничью» — не 40%, как предлагала Украина и не 5%, как соглашались они, а 20% списания тела основного долга».
В целом история с реструктуризацией внешнего долга начинает напоминать «Санта-Барбару». Ведь оптимистические заявления звучали и накануне предыдущих раундов. И, похоже, «сериал» будет продолжаться еще долго, ведь перед последним раундом авторитетное и информированное агентство Bloomberg по результатам опроса экспертов предположило, что переговоры по реструктуризации продлятся до католического Рождества (примерно 23 декабря).
Дело в том, что Украина должна выплатить $500 млн кредиторам в сентябре и 600 млн евро 13 октября. И как показывает уже существующей опыт, несколько «покочевряжившись» (извините за мой «французский») украинское правительство свои платежи выполняет.
Т.е. все будут играть свои роли — проводить регулярные переговоры, МВФ поближе к дате выплаты очередного транша будет с удовлетворением отмечать достигнутый прогресс и т.д. А вот в конце декабря должна произойти выплата $3 млрд России, и вот тут-то должна наступить «развязка».
Какова она будет — возможны варианты, но, судя по всему, у Украины физической возможности выплатить такую сумму нет и не будет, а МВФ финансировать оплату столь крупного долга Москве не согласится. И тут может быть достигнуто «долгожданное» соглашение, скорее всего, на условиях кредиторов, ведь главный вопрос — перенос всех выплат на более поздний срок, а что будет через несколько лет, «об этом я подумаю завтра» (логика украинского правительства совершенно понятна).
Москва с ним, понятно, не согласится, но нюансы международного финансового права переведут конфликт в плоскость долгих судов и, как надеются в Киеве, это позволит избежать слова «дефолт», а МВФ продолжит финансирование Украины.
Впрочем, и на позицию Москвы, и на позицию МВФ, наибольшее влияние окажут политические расклады, которые сложатся к тому времени — насколько и Запад, и Россия сочтут нужными «поощрить» или наказать украинское руководство за проводимую политику в урегулировании конфликта на Донбассе.
Вот от этого, в первую очередь, и зависит, будет ли объявлен дефолт. Ну а пока стороны будут соблюдать «обряды», ведя регулярные «решающие» переговоры.
Александр Фидель