28 июля православный мир отметил день памяти Крестителя Руси святого равноапостольного князя Владимира и 1027-летие Крещения Киевской Руси.
«Мы называли себя Святой Русью, потому что самой возвышенной целью бытия, подлинным, немеркнущим идеалом была святость» — сказал Патриарх Кирилл во время своей проповеди на Литургии в Храме Христа Спасителя.
Предстоятель добавил: «очень многие сознательно отказываются от этого идеала, а другие плывут по течению и воспринимают с наивностью и доверием всё то, что обрушивается на них в колоссальном информационном потоке, перестают различать добро и зло».
Ровно 2 года назад в 2013 году на праздновании 1025-летия Крещения Киевской Руси Патриарх говорил следующее:
«Я благодарю народ Украины: и тех, кто с нами, и тех, кто по каким-то причинам сегодня не с нами — за то, что вера православная, христианская вера присутствует в жизни украинского народа. И верю, что каждый, кто отдает свое сердце идеалу, который поработил сердце и сознание князя Владимира, будет стремиться к тому, чтобы были преодолены все разделения и все преграды, чтобы народ Украины вместе с другими народами Святой Руси мог едиными устами и единым сердцем прославлять имя Господа и Спасителя».
Как в Киеве, так и в Москве Патриарх в этот день призывал православный народ стремиться к Свету, обрести истинные идеалы.
За два года в Киеве произошли изменения. Эти изменения очень больно сказались на жизни Православной Церкви, архиереев, паствы.
Раскол, порожденный политическими амбициями в 90-х годах, разросся с новой силой, обрел всеукраинский масштаб. Гонения, которые сегодня идут на каноническую православную Церковь на Украине, можно сравнить с гонениями при воцарившихся коммунистах и послереволюционном периоде XX века.
В ночь с 25 на 26 июля в Киеве неизвестные из огнестрельного оружия дважды прострелили голову настоятелю Храма Великомученицы Татьяны Оболонского благочиния столицы иерею Роману Николаеву.
Злоумышленники оставили священника истекать кровью на лестнице в подъезде. Он несколько дней боролся за жизнь в реанимации, а сегодня в УПЦ сообщили о его смерти. Священнослужитель умер, не приходя в сознание.
На волне «патриотизма» в Украине один за другим поджигаются православные храмы. Так, в ночь с 23 на 24 мая в городе Ковель был подожжен храм великомученика Пантелеимона. Поджигали с двух сторон, чтоб наверняка… В ночь на 27 января в Деснянском районе Киева была подожжена деревянная церковь, а днем ранее на территории Национального историко-мемориального заповедника «Бабий Яр» — храм в честь иконы «Всех скорбящих Радость».
УПЦ неоднократно сообщало и о попытках захвата приходов со стороны представителей раскольнического Киевского патриархата на территории Киевской, Львовской, Тернопольской, Волынской и особенно Ровенской областей Украины. Так, в селе Бадовка боевики «Правого сектора» ворвались в храм Ровенской епархии. Раскольники попытались захватить храм в селе Повча, десяток вооруженных людей напали на Свято-Иверский женский монастырь. По словам Предстоятеля Украинской Православной Церкви Митрополита Онуфрия, около 30 Храмов были захвачены представителями раскольнической УПЦ КП.
Случаев карательных операций против канонической Церкви большое количество. В одной статье их не изложить.
Притеснения, гонения, убийства, рейдерские захваты стали горькой обыденностью жизни православной Церкви на Украине.
Митрополита Онуфрия за призыв к миру обвиняют в сепаратизме и антигосударственной деятельности.
Некоторые Старцы в беседе со мной отмечали, что все выпавшие на Украину испытания посланы Богом за раскол Церкви. Проблема раскола является сегодня основной в духовной жизни Украины и украинского народа.
Напомню, что организация «Украинская православная Церковь Киевского Патриархата» возникла в 1992 году после того, как обиженный Митрополит Филарет при поддержке государственной власти, в лице президента Леонида Кравчука, объявил себя «патриархом киевским и всея Украины». Митрополит Киевский изображал себя жертвой «имперских притязаний» Московского Патриархата, страдальцем за национальную идею.
Под видом той же «национальной идеи», которая основана в первую очередь на русофобской составляющей, сегодня осуществляются гонения на каноническую православную Церковь.
В интервью Комсомольской правде Митрополит Онуфрий на вопрос «как решить проблему раскола и ведет ли он сейчас диалог с киевским патриархатом» ответил:
«Эту проблему нельзя решить путем осуществления простой юридической или организационной процедуры. Раскол — это отпадения от Бога, от Тела Христова, которым является святая Церковь. Это шаг своеобразного духовного характера, приводящий к потере Божьей благодати, которую невозможно затем восполнить подписанием документа о слиянии двух или трех церквей в единое целое. Нужно предпринимать шаги в тысячу крат более серьезного масштаба. В первую очередь я говорю о покаянии перед Богом за отступничество. Если этого не сделать и упорно пытаться решить проблему раскола административным путем, все может закончиться очень плачевно. <…> Как можно вести диалог, когда тебе с определенной периодичностью наносят демонстративные удары? Я имею в виду захваты представителями УПЦ Киевского патриархата наших храмов. Таких случаев около 30. Захватчики не понимают, что главное в храме не стены, а люди. Есть уже много примеров, когда отобранные у нас церкви пустуют или на службы приходит очень малое количество людей. А наши общины, оставшись без родного храма, продолжают молиться Богу — в гаражах, подвалах, просто под открытым небом».
Во время Богослужения в Храме Христа Спасителя читали Евангелие от Иоанна:
«Истинно, истинно говорю вам: кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инуде, тот вор и разбойник; А входящий дверью есть пастырь овцам. Ему придверник отворяет, и овцы слушаются голоса его, и он зовет своих овец по имени и выводит их. И когда выведет своих овец, идет перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его. За чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса».
Православная вера на Руси началась в Киеве, в этот день. Киев является духовным столпом всей русской земли. Строчки из Евангелия нам отчетливо показывают, как отделить добро от зла. Что истина, и что есть Свет.
Первые лица страны не пришли на праздничные мероприятия, проводимые Киево-Печерской Лаврой.
У украинской власти свои торжества. Торжества во главе с так называемым «патриархом» Филаретом. Еще два года назад подобное предположить было бы очень сложно.
Печально и то, что после смены украинской власти на торжества по случаю Дня Крещения Руси в Киев больше не приезжает Предстоятель Русской православной церкви Патриарх Кирилл.
Сегодня Патриарх Московский и всея Руси Кирилл вынужден заочно отправлять свои послания украинским прихожанам. Во время проповеди после освящения Князь-Владимирского храма в Москве он заявил о том, что считает Украинскую православную церковь единственной общественной миротворческой силой на Украине, которая делает все возможное для установления долгожданного мира.
По словам Патриарха Кирилла, происходящее на Украине страшнее всякой агрессии, потому что это агрессия внутри: «Именно к этой агрессии примкнули несчастные, заблудшие люди, помраченные национализмом и создавшие раскол. Но мы верим, что, как и во времена князя Владимира, наша единая церковь будет содействовать исцелению всех ран и болезней народа».
Объединяя княжества и князей, постоянно враждующих между собой, в единую мощную христианскую державу, святой равноапостольный князь Владимир вряд ли мог представить себя «великим князем Украины-Руси», которым его сделал Порошенко.
Я очень надеюсь на прозрение украинских политиков, как это случилось с князем Владимиром в крещальной купели, когда епископ возложил на него руку. Пусть 1000-летие со дня памяти святого равноапостольного князя Владимира ознаменуется спокойствием и даст надежду всем православным на мирную жизнь.