Процесс слияния непризнанных, но национально свидомых т.н. «Украинской автокефальной православной церкви» («УАПЦ») и т.н. «Киевского патриархата» («КП»), в нарушение канонов продвигаемый на территории Украины содержанцем американского госдепа — Константинопольским патриархом, сорван. Или, по меньшей мере, застопорился. Жулики от религии не сторговались на счёт того, сколько кому положено квот на объединительном съезде, который должен был выдвигать будущего главу «Единой поместной церкви».
То, что жулики — мелкие, понятно любому: количество прихожан обеих «церквей» вместе взятых в разы уступает таковому в признанной всем православным миром УПЦ МП. Число «монашествующих» — на порядки. Но как объяснить человеку, далёкому от канонических тонкостей, почему не только в православии, но и в католичестве и даже ранних протестантских деноминациях (англиканство, лютеранство, кальвинизм) организации, подобные «УПЦ КП» и «УАПЦ» не признаны даже церквями?
Обратимся к следующей аналогии из мирской жизни (у верующих заранее прошу прощения за то, что любая параллель с областью Духа может казаться кощунством). Вот была когда-то знаменитая на весь свет группа «Би Джиз». Основал её в пятидесятых годах прошлого века английский музыкант Хью Джиб. Сладкоголосию обучил он троих сыновей, которые и составили костяк ансамбля. В 60-х песни «Би Джиз» авторства братьев не раз взбирались на вершины хит-парадов, но к концу десятилетия подкрался творческий кризис, и группа ненадолго распалась. И тут раскрученным именем решил воспользоваться барабанщик группы, в силу специфики её стиля, пребывавший даже не на второстепенных, а на третьестепенных ролях. Он попытался собрать ансамбль с тем же названием, притом, что не был даже родственником семьи Джибов. А ведь «Би Джиз» — не более чем сокращённое Brothers Gibbs («Братья Джибы»). Чувствуете абсурдность? Разумеется, сие предприятие оказалось мертворожденным.
Перейдем же теперь в сферу Церкви. Основал Её во втором десятилетии позапрошлого тысячелетия Иисус Христос, сначала обучив духовным премудростям своих последователей, а затем учредив на костяке из группы наиболее приближённых учеников Церковь, названную по имени Основателя Христианской. В не зависимости от того, считают ли Христа Богом или религиозным лидером, ни Его, ни апостолов историчность большинством историков сомнению не подвергается. Прямая преемственность от этой «группы» (вернее, внутри этой «группы») сохраняется в Православной Церкви посредством Таинства Священства или — по-светски — ритуала рукоположения. Апостолы его совершали над своими учениками, те — над своими. Так появились епископы, рукополагающие архиереев Церкви вплоть до наших дней. То есть, в истинной Церкви существует прямая преемственность от первых двенадцати апостолов. Потому-то в Символе веры название церкви — Апостольская. Если же — это уже исключительно для верующих — говорить о духовном (да и телесном) родстве апостолов и их преемников с Основателем и Главой Церкви, то оно осуществилось на Тайной Вечере, когда ученики сопричастились с Его Телом и Кровью в Сионской горнице. Затем — уже в Иерусалимской горнице — на них сошёл Дух Святой.
А теперь — внимание — в самопровозглашенных «церквях» апостольского преемства нет и не было. Они — не апостольские. Значит, самозванцы. Не от Христа. От кого же тогда? Верующим ответ очевиден. Прочие же интересующиеся вопросом должны знать хотя бы тех, кто занимался наземным оформлением данных религиозных организаций.
В случае с «УАПЦ» — показательная «троица»: Петлюра, большевики и Гитлер.
В начале 1919 г. петлюровская Директория разработала законопроект, предусматривающий создание «Украинской Автокефальной Православной Церкви». Как заметил историк Дмитрий Табачник, «впервые в ХХ веке в Европе государство так неприкрыто вмешалось в конфессиональные вопросы, и впервые так открыто были нарушены права миллионов верующих» (действия Директории позже повторил Гитлер, по распоряжению которого была создана «Евангелическая церковь германской нации»). Не успели большевики вышвырнуть из Киева Петлюру, как — летом того же 1919 г. отдел религиозных культов ВУЦИК под управлением Петровского предписал автокефалистам «немедленно занять» Софийский собор. Предварительно НКВД «зачистило» храм от православных верующих. Здесь и был проведён учредительный «собор УАПЦ». Однако — как ни старались чекисты (при всех своих методах «убеждения») — ни один епископ на него не явился. Поэтому первый украинский «епископ» был рукоположен не священноначалием, а национально-свидомыми гражданами (за что автокефалы и были прозваны в народе «самосвятами»). Разумеется, поместные православные церкви «УАПЦ» не признали.
Поскольку, несмотря на всемерную поддержку большевиков, в «УАПЦ» верующие отказывались вступать, в 1930 г. «самосвятской церкви» пришлось объявить о самороспуске. Более того, почти все вожаки автокефального движения на страницах советской прессы заявили об отказе от Бога.
Мертворожденное творение Петлюры-Петровского (сегодня «несвідомі українці» так «УАПЦ» и называют: «катафальна Церква») было реанимировано при рейхкомиссариате Украина. Рейхсминистерство по делам восточных территорий во главе с Альфредом Розенбергом считало основой религиозной политики на востоке образование автокефальной церкви в каждом из рейхскомиссариатов. Причём предусматривалось создать всем этническим группам отдельную «национальную» церковь (в Православии «строительство национальных церквей» осуждено как ересь этнофилетизма»). Данный план был утвержден на совещании в ставке Гитлера 8 мая 1942 г. Более того, «национальная церковь» была названа «инструментом управления» оккупированными народами. Согласно докладной записке руководителя отдела церковной политики рейхминистерства Розенфельдера от 20 апреля 1943 г. «исходным пунктом и руководящей идеей министерства» определялось «ослабление Православной Церкви московского направления. Соответственно, министерством было оказано покровительство всем автокефальным устремлениям и направлениям внутри Православной Церкви.
По мере освобождения нашей страны от гитлеровцев, «УАПЦ» отходила с последними, окопавшись, понятное дело, в США. С горбачёвской перестройкой же перешла в контрнаступление.
На закате УССР «катафалам» всячески противостоял тогдашний экзарх Украины митрополит Филарет. После смерти в 1990 г. Патриарха всея Руси Пимена, Филарет стал местоблюстителем московского престола. Однако — впервые за историю новейшего патриаршества — Русская церковь избрала своим предстоятелем не местоблюстителя: Филарета к тому времени уже знали как управленца с деспотическими замашками, при этом нарушителя монашеского устава (у него была гражданская жена).
Не став Патриархом Московским, Филарет нацелился на патриаршество киевское (то есть — на создание автокефальной, но канонической украинской церкви). Сначала, в условиях роста в украинском обществе самостийнеческих настроений, он принялся шантажировать РПЦ угрозой раскола и таки добился преобразования украинского экзархата в самостоятельную во внутреннем управлении УПЦ МП.
«Независимость во внутреннем управлении» проявила тиранический характер управления Филарета в полной мере. Это попирало основу Православия — соборность, когда столичный архиерей — лишь первый среди равных епископов и председательствующий на заседаниях синода и Собора (вроде спикера парламента, чей голос весит ровно столько же остальных делегатов). Более того, в отсутствие Филарета епархиями и приходами руководила его тайная супруга, в полной мере наслаждаясь неограниченной властью. Тогда же в прессе появились первые разоблачения Филарета как агента КГБ. Но последней каплей терпения верующих стал в октябре 1991 г. составленный Филаретом по сути ультиматум к Московскому патриарху о даровании УПЦ полной автокефалии. Поток обращений православных приходов с просьбами снять Филарета с должности превратился в вал. Во многих приходах УПЦ МП имя Митрополита Киевского Филарета перестали поминать за богослужением.
В апреле 1992 г. в ответ на просьбу Собора РПЦ, инициированную епископами УПЦ МП, Филарет пообещал, что «во имя мира церковного подаст прошение на предстоящем Архиерейском Соборе УПЦ об освобождении его от обязанностей её Предстоятеля». Однако, прибыв в Киев, отказался от клятвы. Выждав месяц, собор епископов УПЦ сместил Филарета с Киевской кафедры, с поста Предстоятеля УПЦ и запретил в священнослужении (а значит, и в рукоположении).
Не добившись патриаршества с каноническим образом, Филарет обратил внимание тогдашнего президента Кравчука (мечтавшего о карманной церкви) на неканоническую структуру. 21 июня 1992 г. в «Киевскую Патриархию УАПЦ» прибыла группа депутатов — украинских шовинистов а также сотрудник аппарата президента Б. Тернопильский с требованием немедленного созыва «собора епископов УАПЦ» для приема в ее лоно Филарета. «Это приказ Президента!» — заявили они тогда.
25 — 26 июня 1992 г. под председательством Филарета прошло собрание нескольких «епископов УАПЦ». Решением «собора» «упразднялись» УПЦ МП и «УАПЦ», а все их имущество и финансы объявлялись собственностью вновь созданной организации — «Украинской православной церкви — Киевского патриархата». Ее руководителем «решено считать» сидящего в США «патриарха УАПЦ» Мстислава Скрыпника, заместителем — Филарета. Сам же Мстислав (племянник Петлюры, кстати) узнал об «упразднении» своей, созданной дядей, «церкви» лишь несколько дней спустя, да и то — из прессы.
Сжив со свету сначала Мстислава, а затем и его преемника Филарет, наконец-то стал в 1995 г. «патриархом».
Только сама-то «УАПЦ» не признала собственного упразднения и все эти годы боролась с «сатаной украинского народа»* за существование.
*Определение, которое дал Филарету первый «Патриарх Киевский и всея Украины» Дмытро Ярэма, призвав руководствоваться им и в дальнейшем.
Вот и получается, что руководимый Госдепом США т.н. Константинопольский патриархат пытается объединить вроде как «упразднённую» филаретовцами «УАПЦ» с определяемой последними сатанинской «УПЦ — КП». Более того, совершить это абсурдное действо им требуется как можно скорее — пока окончательно не исчезла с политической карты сама Украина. Ведь вместе с ней сгинут все эти «національні церкви», существующие за счёт государственной поддержки. А так можно будет хотя бы в загашнике иметь некую «Украинскую церковь в изгнании» — на случай возможного реванша в извечной борьбе за Малороссию.
Поэтому совсем не исключены изменения в программе инспекционного визита Нуланд на Украину. Вопрос лишь в том, кнут или печеньки заготовила она для принуждения нерадивых «патриархов» ко взаимной любви.