Само интервью было на редкость прямым и резким — министру пришлось отвечать на весьма жесткие вопросы, в том числе и о местонахождении его дочери. Однако самыми интересными были позиции, касающиеся наиболее больных точек российской внешней политики.
Прежде всего, конечно, речь о юго-западном соседе России. Так, Сергей Лавров вновь вынужден был отвечать на вопрос о легитимности возврата Крыма. И он привязал эту легитимность уже не просто к февральскому перевороту в Киеве, но и к поведению США и ЕС. «Неспособность западных партнеров, выступивших гарантами соглашения от 21 февраля 2014 г., заставить тогдашнюю украинскую оппозицию сдержать слово и выполнить взятые на себя обязательства, создать правительство национального единства. Подписанты от Франции Германии и Польши — министры иностранных дел этих стран — ни словом не обмолвились, когда на утро после заключения соглашения произошел антиконституционный государственный переворот. Президент США Б.Обама, который накануне специально звонил Президенту России В.В.Путину с просьбой поддержать это соглашение и убедить В.Ф.Януковича не использовать армию, даже не перезвонил и не сказал «извини, не получилось». В.В.Путин же в ответ просил убедить оппозицию не прибегать к насилию и не срывать соглашение. В этом корень того, что произошло с Крымом, когда крымчанам была уготована та же участь, что и людям, которые выступали против «майдана» и попыток антиконституционного захвата власти».
Понятно, что министр пытается в рамках российской кампании по легитимации возвращения Крыма возложить часть вины за произошедшее на Запад, однако такие привязки выглядят, мягко говоря, странно. Для того, чтобы юридически узаконить процесс, нужно просто делать упор на одну из основополагающих норм международного права — самоопределение народов, которая в данном конкретном случае важнее территориального суверенитета. Крымчане свою волю высказали, а если кто сомневается, могут высказать еще раз. На любом референдуме, который пройдет в Крыму под контролем любых международных организаций.
Помимо Крыма, Лавров затронул и видение Россией будущего Украины. Так, он заявил, что Москва не отказывается от своего пресловутого «плана А» — создания федеральной нейтральной Украины. «Для того, чтобы Украина осталась единой и не было попыток всех загнать в одно «прокрустово ложе» националистической идеологии, мы добивались и в итоге добились заключения Минских соглашений. Там записано, что необходимо провести децентрализацию, осуществить конституционную реформу с участием и по согласованию с ДНР и ЛНР. В наших интересах не растаскивать Украину, а сохранить ее нейтральной, прежде всего, в военно-политическом смысле», — говорит Сергей Лавров.
На самом деле вопросы о федерализации прямо в минских протоколах не прописаны, однако в них есть увязка конституционной реформы с возвратом ДНР и ЛНР под контроль Киева. То есть фактически восстановление территориальной целостности стала возможной только через федерализацию. И сейчас, по словам российского министра, украинские власти сами своими руками уничтожают шансы на возврат ДНР и ЛНР под свой суверенитет. «Все, что сейчас предлагается и делается Киевом, как будто специально направлено на то, чтобы расколоть страну, ДНР и ЛНР либо удушить, либо вообще выкинуть их из состава украинского государства. На это направлены экономическая блокада, прекращение социальных платежей, объявление о том, что они не будут разговаривать с теми самыми людьми, которые подписали Минские соглашения от Донецка и Луганска», — пояснил министр.
Однако один вопрос о видении будущего Украины Лавров проигнорировал. Он так и не дал четкого ответа, когда будет уволен Михаил Зурабов — человек, который, по мнению ряда политологов, несет значительную долю ответственности за пассивную позицию России в ходе подготовки и проведения Майдана. Учитывая слухи о тесной связи Зурабова и Порошенко, российские эксперты хотели бы, чтобы смена главы посольства в Киеве произошла в кратчайшие сроки.
Еще один сегмент интервью был посвящен Соединенным Штатам. Сергей Лавров по традиции указал на противостояние между Москвой и Вашингтоном на украинском пространстве. По словам министра, одна из целей США на Украине — «не позволить России и ЕС углублять партнёрство. А лучше — отбросить перспективы такого партнёрства назад. Особенно между Россией и Германией. У меня нет никаких сомнений в том, что это — стратегическая цель. Это не просто моя догадка. У меня есть источники, которым я доверяю. Плюс, кризис на Украине — это смысл дальнейшего существования НАТО. На определённом этапе объединяющим фактором для альянса был Афганистан. Тогда они призывали ни в коем случае не расслабляться, создавать коалицию с участием всех натовских стран и т.д. Потом настало время выводить оттуда войска. Все устали от Афганистана, прекрасно понимая, что там нескоро — и уж тем более не в присутствии оккупационных войск — можно будет продвигать политическое урегулирование. Нужен был новый предлог для сохранения сплочённости НАТО».
Однако при этом, вопреки заявлениям значительной части российских политологов Сергей Лавров четко дал понять, что на сегодняшний день США не являются главным врагом России. «На сегодняшний момент «ИГ» — наш главный враг. Это так, хотя бы по одной простой причине: сотни граждан России, европейцев и американцев, а также граждане СНГ воюют на стороне «Исламского государства». Раньше говорили, пусть они там воюют хоть всю жизнь, главное, чтобы домой не возвращались. Но это уже происходит. Они там повоюют — и на отдых, а еще для «развлечений» устраивают гадости у себя дома. Причем, здесь достаточно двух-трех случаев», — пояснил российский министр. При этом он дал понять, что с самими американцами Россия готова сотрудничать — но лишь на официальном уровне.
«Американцы по самым разным каналам (официально и неофициально) сейчас посылают нам сигналы с предложением установить механизмы взаимодействия и оповещения (дескать, где-то облетают друг друга самолеты, ведется опасная военная деятельность). Не мы разваливали эти механизмы. Если американцы в них заинтересованы, пусть предлагают это официально, мы, наверняка, согласимся», — пояснил Лавров. Принципиальность Смоленской площади тут понятна — США на всех площадках пытаются давать понять, что Россия является нерукопожатным партнером, что с ней нужно разговаривать языком санкций и силы. Тайные переговоры с Москвой не подрывают эту позицию, тогда как согласившись на открытый и публичный диалог американцы сами своими руками ее денонсируют.
Конечно, российско-американский диалог когда-нибудь возобновится. Вопрос только в том, о чем и на какие темы мы будем разговаривать и как дальше сосуществовать. И в этом плане министр дал понять, что Россия не будет до бесконечности сокращать свой ядерный потенциал. «Концепция «ядерного нуля» — во многом «от лукавого». Ведь мы не просто поставили задачу ликвидировать на Земле ядерное оружие. Мы ставили задачу сделать мир безопасным. Это означает, что мы должны учитывать новые технологии, которые появились и появляются в военной и военно-технической сферах с момента изобретения ядерного оружия, и которые влияют на стратегическую стабильность, обладают, возможно с точки зрения достижения военного результата, более эффективным действием», —отметил Лавров. Среди этих технологий он назвал, например, гиперзвуковое оружие, планы США по размещению оружейных систем в космосе, ПРО, а также в целом указал на дисбаланс в пользу НАТО по обычным вооружениям.
Если США и Россия действительно прекратят уделять столько внимания вопросу сокращения стратегических вооружений, то это, безусловно, будет иметь позитивный эффект для отношений двух стран. Долгое время этот вопрос был своего рода имитацией сотрудничества — когда Штатам и России нужно было вести диалог, они говорили именно по данной теме как наиболее удобной. Проблема в том, что эта тема была и наиболее бесполезна — куда эффективнее были бы разговоры о конкретных направлениях сотрудничества (Афганистан, постсоветское пространство, борьба с терроризмом). И если Москва и Вашингтон начнут нормализацию отношений, то нужно начинать сотрудничать именно по практическим вопросам.