Переход военного сотрудничества между Швецией, Финляндией, Норвегией, Данией и Исландии на новый уровень готовился давно, еще до событий на Украине, но получил «зеленый свет» после встречи премьер-министра Швеции Стефана Лёвена с вице-президентом США Джо Байденом.
В конце марта премьер-министр Швеции провел три дня в США. Как написала одна из крупнейших шведских газет, «на встрече с американским вице-президентом премьер-министр Лёвен получил поддержку Байдена в усилении военной мощи Швеции и развитии совместной работы с НАТО». Сам господин Лёвен в интервью журналистам заявил, что «я хотел заверить вице-президента США, что мы считаем возможным усиление совместного сотрудничества. Для меня было важно сделать это, так как это является частью нашей стратегии». Напомним, что ранее, в феврале, на уровне правительств Швеции и Финляндии обсуждалось усиление военного сотрудничества.
Но самое главное — все эти действия тех политиков Швеции, которые ездят за одобрением своей военной стратегии к Байдену, не находят горячей поддержки у населения страны: партию, которая выдвинула Лёвена, поддерживает 28,3% опрошенных — на 3% меньше чем по результатам предыдущего опроса.
Несмотря на попытки выдать усиление военной кооперации в Скандинавии за некоторую альтернативу сотрудничеству с НАТО, многое указывает на то, что Швецию и Финляндию хотят втянуть в Альянс. Скорее всего, нынешний глава организации — Йенс Столтенберг — пытается воплотить то, что не удалось реализовать его отцу Турвальду, занимавшему пост министра обороны Норвегии.
Но как быть с тем, что по последнему опросу в Финляндии идею вхождения этой страны в НАТО поддерживают лишь 28%? Но, увы, своими действиями политики Швеции и Финляндии показывают, что несмотря на свою непопулярность и отсутствие серьезной поддержки со стороны населения, они предпринимают шаги, которые получают одобрение в Вашингтоне.
При этом НАТО проваливает попытки объяснить свою суть как «миротворческой организации». Вся американская модель военного развития не выдерживает критики. Как отмечает журналист Джеймс Фоллоуз в публикации «Трагедия американской военной машины» (журнал The Atlantic), «США последние 13 лет находятся в состоянии постоянной войны». При этом, практически никаких стратегически полезных результатов достигнуто не было. Бессмысленные военные операции оплачиваются из кармана американских налогоплательщиков, за счет роста государственного долга — то есть в счет доходов будущих поколений. Только на погашение процентов по кредитам для военной индустрии США уже в скором времени будет направляться почти 100 миллиардов долларов ежегодно.
Задуманное еще до событий на Украине расширение НАТО должно переложить финансовое бремя операций, которые проводятся по инициативе из Вашингтона, на новые страны. Увы, многие политики в Европе уже давно перестали думать о том, поддерживает ли их большинство населения в их странах — ведь согласно опросам большинство правительств из государств в ЕС не имеет поддержки большинства респондентов.
Между тем, анализ объяснений того, почему НАТО нуждается в усилении, показывает, что главное — это неспособность некоторых представителей политического истеблишмента на Западе к пониманию того, что Россия — не слабая страна 90-х годов прошлого века, а равноправный участник мировой политики. Когда представители НАТО начинают комментировать учения российских военных соединений на территории России или мастерство российских летчиков, то возникает ощущение, что эмоциональная составляющая их выступлений преобладает над рациональной. Как объяснить, что в официальном представительстве НАТО в известной социальной сети из 20 последних сообщений 8 посвящены напрямую России?
Предпринимаемые некоторыми политиками в Европе попытки переписать не только историю, но и недавние события, провалятся. Официальный сайт НАТО сообщает, что задача участников Альянса — это «обеспечение свободы, общего наследия и цивилизации, которая базируется на принципах демократии, индивидуальной свободы и верховенстве закона; они намерены продвигать стабильность и процветание в Северо-Атлантическом регионе». Хорошие слова, но история операций НАТО и их последствий также хорошо известна.