Пасха в наших краях — традиционно знаковый праздник, к которому долго и тщательно готовятся не только хозяйки с непременным приготовлением чётко обозначенного количества блюд, коих по всем канонам должно быть не менее двенадцати, но и главы семейств с непременными итогами своей хозяйственной деятельности. Вот только подготовка к нынешнему празднику Светлого Христова воскресенья выглядела тускловато.
И дело не только в зашкаливающих ценах на продукты, которые словно сорвались в галоп при относительной стабилизации курса доллара в районе 25 гривен. Сегодня любая женщина, ведающая домашним хозяйством, знает, что рядовой поход в магазин или на базар (они по прежнему популярны несмотря на попытку ЕС прикрыть торговлю «самопальной» сельхозпродукцией — авт.), облегчает кошелек на несколько сот гривен. При этом речь не идет о закупках на неделю. В объёмистом дамском ридикюле оказывается разнообразная зелень для салатов (весна все-таки), сметана, масло и небольшой кусок мяса. Всё дешевле, чем сосиски или колбаса сомнительного происхождения. Ну, это я опять отвлекаюсь от темы.
Между тем зарплаты у тех, кому они ещё регулярно выплачиваются, чётко заморожены на отметке в 2,5 — 3 тыс. гривен. Перспектив повышения — никаких, цены растут, а вскорости подойдут расчёты за коммунальные платежи по «европейским тарифам». Особенно «весело» придется пенсионерам, тут уж точно впору выбирать между оплатой коммуналки и весьма скромным питанием, ведь по уже озвученному во Львове прогнозу сумма коммунальных платежей за однокомнатную квартиру ожидается в районе 1200 гривен, о двух и трехкомнатных «хоромах», доставшихся многим моим землякам от «проклятого Совка», и говорить не хочется.
Примерно об этом состоялся накануне Пасхи любопытный разговор с несколькими самостоятельными мужиками, которые до недавних пор относили себя по уровню дохода к крепким середнякам.
— Чем определяется настоящий мужик, — размышлял в ходе небольшого застолья один из моих собеседников, — конечно уровнем зарплаты, который должен быть в два — три раза больше того, что получает жена. Вот я, как начальник средней районной организации, во времена «бандита Януковича» приносил домой каждый месяц в пересчёте на доллары (при курсе 8 гривен) примерно 700$, еще 300 получала жена, она экономист. Конечно не манна небесная, но на жизнь вполне хватало, да еще могли кое-что подбросить внукам-школьникам.
Теперь делю наши доходы на четыре и прихожу к выводу, что через пару лет, когда подойдет пенсия, придется переезжать в село. Благо там от родителей остался дом, который удалось отремонтировать, да и привычки работы на земле остались так, что не пропадем. А вот как будут крутиться дети — не знаю.
Ты ведь знаешь, что в наших краях четким мерилом твоей состоятельности служит добротный собственный дом. Желательно в 2-3 этажа и не какая-нибудь дрянь, построенная из палочек и жердочек, обшитых гипсокартоном, как в Америке, а добротный кирпич. Еще лет шесть назад можно было уложиться в 700-800 тысяч гривен, если подойти с умом. Сегодня по моим подсчётам всё это удовольствие потянет не менее 2 миллионов гривен. И это только стройматериалы, а ещё расходы на отопление. Где брать деньги? Банковский кредит — настоящая удавка. Говорят, в России с этим полегче, хотя как посмотришь наши новости, не то, что настроение портится, а давление подскакивает».
— Вот, вот, — поддерживает разговор другой собеседник, — я тут посмотрел фильм наших хлопцев-телевизионщиков, которые проникли на территорию Липецкой области и сняли тамошние реалии. Сенсационный материал. Вопреки всем сказкам российской пропаганды о высоком уровне жизни в их глубинке — полная дичь и бескультурье. Пьяные мужики чуть ли не из окон многоэтажек гадят прямо на улицу».
— Ты действительно веришь в подобную фигню?— сомневается первый. — Нет, ну ещё в пьянство я могу поверить, сам не раз в России бывал, но чтобы из окон на улицу… Тут ребята явно загнули».
Здесь стоит немного отвлечься от общей беседы, чтобы рассказать о региональных теленовостях, способных доставить гурману настоящее удовольствие. Так, в одном из утренних выпусков показали серию блиц-интервью, взятых на улице, где предлагался вопрос об отношении ко всему русскому. По моим подсчётам из 10 человек только один мужик предпенсионного возраста заявил, что не имеет желания участвовать в подобном балагане. Остальные были более словоохотливыми. Особенно запомнилось две дамы, одна из которых по-украински сообщила, что продажу продуктов российского производства, по её убеждению, давно пора запретить т.к. они чуть ли не вредны для здоровья. Вторая сказала, что всё русское, и особенно русская речь вызывает у неё омерзение. Потом правда спохватилась, промямлив, что сама разговаривает на русском, но это ничего не значит. А парочка молодцов из Одессы на плохом украинском взялась рассуждать, что мол, скоро мы всем сепаратистам покажем, как следует, и вот тогда Украина заживёт дружно и счастливо. Интересно, когда это счастье и дружба строились на животной вражде к соседу?
Но вернемся к нашему застолью.
— Был недавно по делам в Польше на машине, — поделился третий собеседник, — всё конечно чистенько и красиво, одно слово Европа. Правда встреча с украинцами в районе Медыки (пешеходный пограничный переход в Польшу из Шегиней — авт.) оставила паршивое впечатление. Специально подъехал к базарчику, где много наших, помня ироничный репортаж наших друзей-москалей, где они вещали как раз об этом переходе. Ну, думаю, сейчас посмотрю на очередной образчик кремлевской пропаганды!»
— И что?— интересуется общество.
— Тьфу, всё оказалось ещё хуже. У меня машина с польскими номерами, потому приняли за поляка, только остановился, целая толпа подскочила: «Пан, купите водку и сигареты!». Прямо на территории базара стоит киоски с объявлениями по-украински о скупке цветного металла, это было и раньше, а вот о скупке янтаря речи не было. Ясно, что всё это голимая контрабанда, но поляки ничего зря не делают, значит, таки везут в Медыку янтарь».
После очередного тоста все надолго примолкли.
— Кстати, слыхали, что наши погранцы совместно с милицией недавно застукали готовый к старту мотодельтаплан, на котором ящиками доставляли в Польшу контрабандные сигареты из-под Николаева (90 км от границы с Польшей)? Два львовянина и пилот-одессит, который сдуру сознался, что это не первый его полёт за кордон».
— И что с того?
— А то, что наши умельцы вполне могут запустить туда беспилотник, гружёный янтарем. Летает бесшумно, сажать его не надо, только сбросить мешок и назад. А прибыль не сравнить с сигаретами».
— Ну, ты, блин и конспиролог! — изумилось общество.
— Да тут не только конспирологом станешь, впору паковать чемоданы, и дёргать в Польшу, пока под очередной этап ротации в армию не загребли!»
На этой невесёлой ноте завершилась наше предпасхальное застолье.