Неизбежные зимние проблемы, о которых говорили ещё летом, у украинского режима уже начались, и пока что ещё не «по полной программе». Многие эксперты, в том числе и автор этой статьи, движимый оптимизмом, полагали, что серьёзные экономические трудности в сочетании с политическим давлением приведут в итоге если не к смене режима, то к существенной корректировке его политического курса, что выразится, в частности, в прекращении уничтожения жителей Донбасса.
Однако несмотря на плачевные экономические результаты (об этом ниже), режим вполне устойчив и делает своё дело: Горловка, Донецк и другие города и веси Донбасса осыпают ракетными снарядами, в украинских школах вовсю зомбируют детей, а на учреждении, которое должно было не допустить всего этого, гордо и цинично развевается флаг иностранного государства.
Жители Украины фактически стали заложниками в ведущейся войне против России, войне нового типа. И когда России приходится отвечать на поставленные перед ней угрозы, тот факт, что на Украине фактически в заложниках находятся десятки миллионов соотечественников, не может не влиять на принимаемые российским руководством решения и очень часто сужает выбор допустимых решений. Этим и объясняются частые компромиссы с нынешними украинскими властями, в том числе, в экономической сфере, компромиссы, согласиться с которыми на эмоциональном уровне часто бывает непросто.
От лирики — к цифрам. Какими ресурсами располагает украинский режим?
Валютные резервы. Диаграмма говорит сама за себя.
На 1 декабря у Украины осталось менее 10 млрд. долларов валютных резервов. При этом Украина должна МВФ 5,9 млрд. долларов. В МВФ крайне не любят, когда официальные резервы страны угрожают уйти ниже задолженности страны перед МВФ, и препятствуют такому развитию событий. Поэтому можно считать, что в настоящий момент в распоряжении нынешних украинских властей находится не более 4 млрд. долларов. Отчётность НБУ не позволяет утверждать, что этих денег нет или что они находятся в неликвидных инструментах. Как будут потрачены эти деньги, зависит от субъективных факторов, и поэтому прогнозированию «не подлежит».
На официальные валютные резервы можно посмотреть и так.
Соотношение резервов к усреднённому за последние 12 месяцев импорту упало до 1,5 месяцев. Это, конечно, не означает, что через полтора месяца у Украины закончатся деньги на импорт: ведь текущие поступления от экспорта и кредиты спасают валютные резервы государства от быстрого опустошения. Однако, такой уровень резервов, очевидно, уж очень мал, и ужесточение администрирования валютного рынка выглядит неизбежным. Кто от этого пострадает? В первую очередь, конечно же, население.
Следующая диаграмма показывает основные платежи, которые будут делаться с использованием золотовалютных резервов в ближайшие (холодные) месяцы.
Предполагается, что в декабре Нафтогаз, помимо сделанной предоплаты в размере 378 млн. долларов, погасит также неоспариваемую им часть долга Газпрому в размере 1,65 млрд. долларов. Сумма основных платежей из резервов составит в декабре около 2,7 млрд. долларов. Ожидаемый в январе сдвоенный транш от МВФ составит тоже около 2,7 млрд. долларов. В том, что он поступит, после назначения министром финансов человека непосредственно из метрополии, можно не сомневаться.
Поступления от ЕС, США и международных финансовых организаций плюс расходование валютных резервов могут закрыть основные потребности украинского государства в валюте на ближайшие месяцы. Крупные погашения еврооблигаций начинаются только осенью:
- 500 млн. долларов в сентябре 2015
- 600 млн. евро в октябре 2015 года и, конечно же
- 3 млрд. долларов в декабре 2015 года
Напомню, что облигации на 3 млрд. долларов могут быть предъявлены к погашению по ковенанте о предельном отношении госдолга к ВВП. Возможно, это будет сделано, но вопрос может надолго увязнуть в судебных разбирательствах. По другим, рыночным еврооблигациям велика вероятность того, что правительство навяжет инвесторам реструктуризацию.
Что касается гривневых облигаций Кабмина, их погашение будет простым: Минфин и НБУ организуют выпуск и покупку новых облигаций для погашения старых. К жестокому сокращению бюджетных расходов на население (фактически заложников режима) добавится так называемый инфляционный налог (от новых, необеспеченных ростом ВВП денег) и дальнейший обвал гривны. Граждане Украины испытали это в начале 90-х в полной мере. Так же, как и тогда, результатом станет минус несколько миллионов населения из-за резкого увеличения смертности и снижения рождаемости. Но разве жители Украины осознают, что им уготовано?
А теперь — к реальному сектору. Энергетические резервы. То, что уже несколько недель на электростанциях Украины остаётся угля на 3 дня, говорит о том, что угля на зиму Украине хватит. Нельзя забывать о возможных (и фактических) поставках угля из России и Донбасса. То же касается и поставок электричества из России. В крайнем случае, у украинского режима есть опция заменить веерные отключения электричества веерными включениями. Заложники потерпят. Ведь им доходчиво объясняют по ТВ, кто в этом виноват.
Что касается природного газа, то при нынешнем сверхэкономном режиме его расходования Украина сможет дотянуть до февраля (до какого числа февраля, зависит от погоды и готовности режима вымораживать население и сокращать подачу газа промышленности). В любом случае, дотянуть до весны вполне реально: для этого потребуется порядка 3,5 млрд. долларов, которые украинские власти вполне смогут найти за счёт остатков резервов и денег от МВФ, США и ЕС.
Если свести воедино имеющуюся на сегодня информацию об экономическом состоянии Украины, получается, что несмотря на все сложности, режим вполне устойчив. Конечно, устойчив за счёт погружения населения в нищету, мрак и холод, за счёт западных займов и (дискуссионный вопрос) российской снисходительности. Режим устойчив и потому, что его заложники в большинстве своём его поддерживают и будут поддерживать, будучи зазомбированными, а скоро и запуганными. Сложности этой зимы выглядят не настолько сложными, чтобы автоматически подвинуть украинский режим к более конструктивной позиции.
Не решать украинский вопрос нельзя: Россия не может позволить иметь у себя под боком управляемое из-за рубежа агрессивное государство зазомбированных, обнищавших и запуганных соотечественников. Чтобы решить украинский вопрос, потребуются не только меры экономического характера, а гораздо более активная работа на других направлениях, в том числе, в донесении правды до обманутых жителей Украины.