Введение
События последнего времени говорят о том, что борьба за пути развития бывшего Советского Союза вошла в долгую и острую стадию. Здесь возможно всё, включая войну, которая и так уже идёт на Украине. Как видим, особенно остро противоречия проявляются в европейской части бывшего СССР.
Что возобладает — новое объединение народов бывшей Сверхдержавы в рамках Евразийского проекта интеграции и их развитие, или же их разорение, обнищание и ослабление в рамках проекта Европейского?
Попробуем разобраться вместе.
Евразийское возрождение вместо европейского вымирания
Развитие СССР шло по пути создания отечественного производства и развития собственной научной базы. Здесь Союз частично унаследовал курс, которым Россия шла со времен Александра III (опора на свою промышленность и торговлю), но усилил его. Было покончено с зависимостью страны от иностранных займов. Промышленная база и наука развивались, однако сельское хозяйство после экспериментов Хрущёва не смогло обеспечить Союз зерном без того, чтобы ввозить его из США и Канады.
После распада СССР именно производство в огромной мере рухнуло. Запад был заинтересован в этом через привязку к себе республик бывшего Союза с помощью контролируемых им кредитных организаций типа МВФ и Всемирного Банка. План заключается в том, чтобы окончательно ликвидировать остатки технологических разработок и научную базу, разогнать или переманить к себе коллективы конструкторов и изобретателей, закрыть производственные предприятия, рассеять рабочих, особенно высокой квалификации. Цель очевидна: превратить всё постсоветское пространство в огромную «яму» для сброса товаров, ввозимых с Запада, но произведённых зачастую в Азии. Для этого грамотные и культурные люди, живущие в странах с высокоразвитой экономикой, не нужны.
Евразийский же проект предполагает ставку на производство и развитие. В первую очередь своих технологий. Деньги должны вкладываться в то, чтобы миллионы и миллионы рабочих мест возникали там, где живём мы. Надо работать не на кого-то, а на себя.
Экономика рухнула, потому что рухнула Большая Страна
После 1991 года экономика Молдавии лишилась практически всех крупных промышленных предприятий, на которых работали жители республики. Умер, не родившись, компьютерный завод в Кишинёве; ушли в прошлое мощнейший «Мезон», не слышно о «Виброприборе», «Микропроводе», тракторном заводе. Нет пашущего вовсю «Электроточприбора», на котором я сам проходил производственную практику. Где трудившийся без отдыха и срока завод холодильников? Его постигла та же судьба.
Раз деградирует экономика, особенно в научно-технологической сфере, то падает и уровень образованности общества, оно становится более примитивным и менее культурным. В 1970-1980-е годы студенты, читающие все ведущие книжные новинки и могущие свободно поговорить даже о политике, были нормой.
Сейчас — это, скорее, исключение. Даже в Интернете за новинками из области литературы и искусства почти никто не охотится, там часто в почёте иные сайты… Что произошло с 90-х с образованными и культурными? Они либо уехали туда, где могли найти себе применение (в том числе, на Запад), либо маргинализировались, пополнив ряды покупателей стакана вина с пучком петрушки; а также занялись операциями в стиле «купи-продай».
Из Молдовы уехал примерно 1 миллион человек. Люди, которые могли бы работать на Родине и после работы приходить в родную хату, болтаются в вагончиках или на съёмных квартирах по нескольку человек. Так деградируют целые страны, которые ранее развивались стремительными темпами. Как, например, Молдавия в составе Советского Союза.
Без СССР — вперёд… в 60-е!
Даже по официальным данным Министерства экономики Молдовы, валовой внутренний продукт в 2010 году составил около 69% от уровня 1991 года, объем промышленного производства — 52%, продукция сельского хозяйства — 62%, инвестиции в основной капитал — 21%, реальная заработная плата — 85%, реальная пенсия — 65%. Как видим, это сокрушительный провал — за 20 лет оказаться намного ниже показателей прошлого. Стоило ли ради этого разрушать СССР? Разумеется, нет.
Наукоёмкие отрасли производства в Молдове исчезли, а те, кто работал на этих предприятиях, рассеялись по белу свету. Даже в «табачке», где при Союзе работали 8 заводов, сейчас остался 1 — это Кишинёвский «Tutun-CTC». При СССР, кстати, в МССР производились 30% эфирных масел от общего объема по Союзу, в том числе около 3 тонн розового масла, стоимость которого приближается к цене на золото. Сейчас эфиромасличной отрасли, как таковой, нет.
Да вот самая красноречивая цифра! В 1969 году ВВП Советской Молдавии в составе СССР в долларах США по курсу 2005 года составил 3,16 млрд. «бакинских рублей». Зато согласно данным «International Macroeconomic Data Set», спустя 40 лет, в 2009 году ВВП независимой, свободной от «имперского ига» Молдовы составил 3,22 млрд. — то есть почти, как в 1969-м…
Запад погружает нас в своих интересах в кровь и хаос
Не лучше результаты дал переход под контроль Запада и на Украине. Так, согласно западным оценкам, национальный доход Украины на душу населения в 1970-х годах был выше, чем в Италии. Что сейчас — говорить не будем. И так все знают. Кроме того, за период с 1918 по 1980 г. около 62% всех капиталовложений на Украине было направлено в строительство, что позволило ввести в эксплуатацию 656 млн. кв. м жилой площади и 26,4 тыс. школ. Но тогда была реальная помощь всего Союза. А сейчас? А сейчас МВФ обуславливает некоторую финансовую помощь Украине ростом тарифов ЖКХ и замораживанием заработных плат. Уже в 2014 году, как подчёркивала Русская Служба Би-Би-Си, Правительство Украины подняло цена на газ на 50%. Такова только часть платы за анархию, в которую погружается страна с помощью США и их союзников.
За 23 года независимости на Украине, в отличие от Молдовы, сохранилась часть производства и технологий, но сейчас и это сохранившееся падает в пропасть. Например, ситуация с концерном «Антонов» достаточно освещалась в СМИ.
Кому это выгодно? Разумеется, Западу, который сделал ставку на превращение бывшего СССР в отсталую и охваченную войной зону хаоса, которая, по расчётам западных политиков, не сможет никогда подняться и стать конкурентом США и ЕС.
Евразийский рывок — это жизнь. Европейское болото — это смерть
Что надо делать? Только одно: республикам бывшего СССР собираться до кучи, спокойно обсуждать спорные вопросы и не радовать американцев и их сателлитов из ЕС и НАТО своими распрями. Западникам безразлична кровь не только их врагов, но и тех, кого они цинично используют для достижения своих целей. Они везде разжигают войну — от Донбасса до Сирии. Их принцип — лишь бы около Нью-Йорка не полыхало…
Поэтому полезнее всего действовать так, как это выгодно нам, жителям бывшего СССР. То есть объединяться на основе Евразийского проекта.
Есть ли у него недостатки? Да.
Какие? Он ещё недостаточно ставит на первое место новый скачок производительных сил в виде «новой индустриализации» и опоры на отечественные технологии. Но это можно исправить, можно слезть с сырьевой иглы. Смогли же мы это сделать в 1920-1930-е годы! Сможем и сейчас. Да, для этого, возможно, придётся отказаться от либерального бардака западноевропейского типа, от увлечения «родителями №1 и №2» вместо нормальных мам и пап и т.п. Но лучше миллионы сограждан в собственных тёплых квартирах, с заработанными в родном городе или селе деньгами, нежели с западной демократией и безработицей (или же с выездами на чужбину в поисках трудоустройства).
Наконец, Евразийский проект даёт возможность не разрушать семейные и иные традиционные ценности наших народов, а совместить их с современным развитием всех сфер жизни общества (экономики, культуры, науки и т.д.). Человек, устойчивый внутри себя, совмещающий эту устойчивость с твёрдой волей изменить дела к лучшему и современной профессиональной квалификацией, сможет построить нормальную комфортную жизнь лучше любого другого.
Из этого можно сделать только один вывод: только Евразийский проект даст нам возможность выбраться из той ямы, куда мы рухнули после развала Большой Страны. И, напротив, Европейская интеграция означает продолжение нашего погружения в нынешнее болото отсталости, пока мы окончательно в нём не утонем.