Канцлер Германии Ангела Меркель предложила расплатиться по украинским газовым долгам путём выдачи кредита за счёт европейских налогоплательщиков. Такое предложение немецкий лидер озвучила по итогам переговоров с премьер-министром Словакии Робертом Фицо. При этом оба политика также подчеркнули, что украинское правительство должно прилагать больше собственных усилий для решения данной проблемы.
Однако украинский премьер Арсений Яценюк скептически относится к сотрудничеству с Россией и заявляет о том, что Киев может потребовать установления порядка оплаты и поставок природного газа через международный суд.
Политический обозреватель Маринэ Восканян специально для Украина.Ру рассказала о газовых перспективах Киева.
«Вся интрига происходящего на Украине, как бы дико это не звучало, заключается не в военных действиях, а в том, кто заплатит за газ. США предполагали, что в результате украинского кризиса под давлением Запада Россия, ради того, чтобы отменить или ослабить санкции, продолжит продавать Украине газ в долг или согласится снижать цены.
Но, как мы видим, этого не произошло. В Милане по итогам встречи с Порошенко и другими политиками Владимир Путин заявил, что в долг Россия никому и ничего продавать не будет. Поэтому возникает ситуация, когда Украина заплатить за себя не может, Россия в долг давать ничего не хочет и не будет, Украина тоже замерзать зимой не собирается, и европейцы начинают понимать, что встаёт большой вопрос, не будет ли проблем с транзитом газа в Европу, и не начнут ли воровать уже их газ. И эти опасения логично приводят к мысли о том, что ЕС тоже придётся участвовать в данном процессе.
Если говорить цинично, для американцев ситуация, когда за украинский газ платит Европа — это тоже очень хороший вариант, ослабляющий европейскую экономику. То есть получается, что Украина становится инструментом для ухудшения ситуации на нашем континенте — для ЕС и России — в целом.
Таким образом, надо признать, что европейцы оказались очень крупно подставлены в этой ситуации. Они поддерживали Майдан, они поддерживали украинскую революцию, действовали вместе с США. Возможно, они думали, что в результате получат какие-то дешёвые украинские ресурсы, но оказалось, что вместо очередной тихой цветной революции у них — теперь уже в Европе — находится страна в состоянии гражданской войны, к тому же банкрот, через которую идёт весь газ в Европу.
Какие варианты давления на Киев есть у Европы для решения этой проблемы — сложно сказать, поскольку американские интересы в этом регионе совершенно иные. Интересы Вашингтона направлены в данном случае на то, чтобы предотвратить достижения компромисса и усилить дальнейшее обострение ситуации. Зимний газовый конфликт между Россией и Европой — это просто подарок для США!
При этом после последних заявлений как руководства Газпрома, так и Владимира Владимировича Путина, у меня сложилось впечатление, что Россия не собирается делать каких-либо дальнейших уступок по этим вопросам и будет отстаивать свои позиции. Поэтому я затрудняюсь ответить, насколько в дальнейшем какие-то там международные суды способны тут что-либо решить.
Что можно сказать? Поздравляем европейцев с тем, чего они добились своими абсолютно непрофессиональными и неправильными действиями! По всей видимости, у них теперь нет другого выхода, кроме как участвовать в спасении Украины и платить по её долгам, если они не хотят тоже замерзать зимой».