Германия не будет участвовать в ежегодных межправительственных консультациях с Россией, которые традиционно проводятся на площадке форума «Петербургский диалог». Форум, основная цель которого — развитие двустороннего германо-российского сотрудничества во всех сферах общества, будет проходить с 29 по 31 октября в Сочи. Но на этот раз, видимо, без участия высоких гостей из Берлина.
Официальный представитель правительства ФРГ Штеффен Зайберт в понедельник, 13 октября, заявил, что встреча членов правительств двух стран в столице зимней Олимпиады не запланирована, сообщает РИА Новости.
Более детальных комментариев от Зайберта не последовало.
Между тем, ранее немецкий журнал Der Spiegel со ссылкой на свои источники в правительстве ФРГ написал, что из-за ситуации на Украине Берлин считает нецелесообразным проводить встречу с Москвой на уровне министров и глав правительств.
По этой же причине якобы федеральный канцлер Германии Ангела Меркель отменила сочинские переговоры с президентом России Владимиром Путиным.
Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков отказался комментировать эту информацию, сославшись на то, что журнал не может озвучивать позицию Германии.
Вместе с тем, не столько сам отказ Меркель (даже если он, действительно, имел место) заслуживает внимания, сколько общий вектор российско-германских отношений, который в последнее время смотрит явно не в ту сторону. Согласно свежим опросам ВЦИОМ, сейчас только 2% россиян считают Германию дружественной страной. А совсем недавно по этому показателю она входила в тройку лидеров, наравне с Белоруссией и Китаем.
Что происходит между Москвой и Берлином? И почему именно Меркель так активно исполняет партию «первой скрипки» в кампании антироссийских санкций?
— Меркель фактически стала заложницей собственной безрассудной антироссийской политики, которая продиктована мощным проамериканским лобби в политическом классе Германии, — считает ведущий научный сотрудник Центра германских исследований Института Европы РАН Александр Камкин. — Потому что основное политическое кредо, прежде всего, в рамках ХДС (Христианско-демократический союз — одна из двух правящих партий Германии — ред.) и если брать более широко — немецкой правящей элиты, заключается в следующем: «мы не можем жертвовать трансатлантическими отношениями в пользу более глубокого выстраивания отношений с Россией».
А конфликт на Украине, который был инспирирован, проплачен и срежиссирован нашими «заклятыми друзьями» из Вашингтона, не в последнюю очередь, поставил германскую политику перед достаточно жестким и очень неприятным выбором.
Германия, по задумке США, должна играть первую скрипку в европейском оркестре держав, поддерживающих переворот на Украине, который был во многом проведен руками американских спецслужб для достижения глобальных геополитических целей. В то же время такая оголтелая, совершенно не поддающаяся логическому объяснению политика Меркель идет вразрез интересам Германии. Отсюда шатания из стороны в сторону.
С одной стороны, окончательно рвать нити с Москвой Берлину не хочется. Потому что идет жёсткое давление со стороны бизнеса, который уже вопиёт о многомиллиардных убытках. С другой стороны, специфика немецкой политической системы такова, что если Германия будет проводить слишком независимую политику, то «большому брату» из Вашингтона это, конечно же, не понравится, и Меркель разделит судьбу Герхарда Шрёдера, которого фактически «ушли» из большой политики за его неприятие американской авантюры в Ираке.
«СП»: — Такое впечатление, что Штаты просто держат Меркель на коротком поводке. Причем, отношение к России резко ушло в негатив с ее стороны именно после скандала с «прослушкой». Может, американцы что-то узнали?
— Ну, наверное, Меркель есть, что терять. Это раз. Во-вторых, сто процентов компромат на нее у американцев есть.
Вспомним хотя бы шумиху вокруг ставших недавно достоянием общественности воспоминаний Гельмута Коля. Ведь он фактически камня на камне не оставил от политического реноме Меркель и Кристиана Вульфа (десятый президент Германии — ред.), обозвав обоих ничтожествами и полными политическими нулями. Про Меркель он сказал буквально следующее: что эта дама даже не умела пользоваться ножом и вилкой, когда пришла в ХДС.
На мой взгляд, безусловно, американцы держат Меркель на коротком поводке. Она будет послушно исполнять их волю и, скажем так, союзнические обязательства Берлина.
Поэтому как бы ни хотелось российскому руководству выстраивать двусторонние отношения с Берлином (о стратегической оси Москва-Берлин любили поговорить несколько лет назад), но факты вещь упрямая. Германия входит в систему НАТО, входит в систему ЕС, а в НАТО, понятно, кто заправляет.
Немецкое руководство демонстрирует сейчас не верность союзника, а верность вассала. Просто так от этой позиции уже не отойти — слишком они себя запутали, слишком глубоко загнали в тупик.
Декан факультета «Социология и политология» Финансового университета при правительстве РФ Александр Шатилов также не рассматривает перспективу российско-германских отношений в позитивном русле:
— Меркель сейчас пытается маневрировать. С одной стороны, хочет угодить Соединённым Штатам, которые требуют от нее ужесточения санкций в отношении России. А с другой — не испортить отношений с собственной элитой, которая весьма прагматична и абсолютно не заинтересована в том, чтобы рвать экономические двусторонние связи с Россией.
Тем не менее, Меркель, судя по всему, является своего рода таким агентом влияния Соединенных Штатов Америки в Европейском союзе. И поэтому Вашингтону ее удается, как говорится, «продавливать». Недавно Джо Байден (вице-президент США — ред.) об этом говорил едва ли не открыто.
Второй момент связан с тем, что отношения между Россией и Германией серьезно испортили украинские события. Точнее, события украинского майдана, которые представляют собой ни что иное, как попытку в одностороннем порядке развернуть Украину на Запад. Хотя с 2000-х годов действовал негласный договор о том, что Украина находится под совместным кураторством России и Евросоюза.
И в данной ситуации действия Берлина в одностороннем и жестком порядке, спровоцировали охлаждение двустороннего партнерства между нашими странами. Надо сказать, эти отношения и в перспективе видятся мне весьма проблемными.
«СП»: — Почему?
— Россия сейчас достаточно активно разворачивается на Восток, пытаясь, диверсифицировать свои политические и экономические связи и отношения. А Германия стала все больше и больше уходить в сторону Соединенных Штатов. И пытается еще тащить туда — под американский контроль — всю Европу.
Это при том, что США сейчас продвигают проект трансатлантического экономического партнерства, который фактически предполагает поглощение европейской экономики американской. Поэтому в плане взаимодействия России с Германией и с Европой я, скорее, пессимист, нежели оптимист.
Хотя, разумеется, есть у России там свои союзники, есть прагматичные силы, которые понимают, что разрыв отношений между РФ и Европой выгоден разве что Соединенным Штатам, которые достаточно жестко пытаются прогнуть Европу.
Долгосрочной ошибкой назвал позицию официального Берлина в отношении России руководитель Центра европейских исследований ИМЭМО РАН Алексей Кузнецов:
— Они решили, что уже полностью отмылись от своего нацистского прошлого и могут теперь поучать всех. Тем самым, как им кажется, увеличивая свой вес на внешнеполитической арене. Это, на мой взгляд, грубейшая ошибка. И реально Германия такой политикой может потерять роль одного из стратегических партнеров России в Европе, в Европейском союзе, прежде всего. Это, как говорится, еще аукнется немцам.
***
Впрочем, пусть не в Сочи, но контактировать лидерам России и Германии в любом случае придется уже скоро. В воскресенье, 12 октября, по сообщению пресс-службы Кремля, Путин и Меркель в ходе телефонного разговора, который состоялся по инициативе германской стороны, обсудили вопросы подготовки к переговорам в рамках предстоящего 16-17 октября в Милане саммита форума «Азия-Европа» (АСЕМ). Где, как планируется, президент России проведет встречу со своим украинским коллегой Петром Порошенко.
Переговоры по ситуации на Украине, по словам помощника главы российского государства Юрия Ушакова, пройдут в «нормандском» формате — с канцлером Германии Ангелой Меркель и президентом Франции Франсуа Олландом.