65 лет назад бывший министр обороны США Джеймс Форрестол, помешавшись на идее «Русские идут!», выбросился из окна. Сейчас фразу «Русские идут!» внедряют в мозги миллионов постоянно, каждодневно, ежечасно. Турчинов недавно признался: «Где-то по десять раз в месяц наши спецслужбы сообщали, что время военного нападения со стороны РФ определено — обычно это было в три — четыре часа утра. И мы сидели в боевой готовности на командном пункте… а остатки армии готовились к открытой войне с восточным соседом». Можно себе представить психическое состояние людей, которые по десять раз в месяц в одних подштанниках в четыре утра бегут в бункер, ожидая приезда страшного Шойгу на танке.
Цель подобных угроз понятна — необходимо постоянно поддерживать состояние массового психоза. В известном фильме «Фаренгейт 9/11» талантливого режиссёра Майкла Мура такая линия поведения хорошо объяснена: «Когда люди боятся, можно заставить их сделать все что угодно. А как заставить их бояться? Создать атмосферу бесконечной угрозы. Мы стали для них игрушкой. Они подняли уровень угрозы до оранжевого… Потом — до красного… Затем вернулись к оранжевому. Сообщали противоречивые сведения, которые любого с ума сведут… Но невозможно, чтобы каждый человек постоянно был в такой напряженности».
Вот и сейчас чуть ли не каждый день украинскому обывателю сообщают со ссылкой на «достоверные» и «все более достоверные» источники о том, что уж завтра точно случится война. «Подробности» со ссылкой на «достоверные источники в разведке Украины» заявили даже точный час начала войны и место «вторжения».
Оказывается, российские войска должны были вторгнуться (или уже вторглись?) аккурат в полдень 8 августа. Причем вторглись не в Донбассе, что выглядело бы логичным, а в Черниговской области — видимо, для того, чтобы побыстрее дойти до Киева. Почему в Чернигове? Почему до Киева? Такими вопросами никто из авторов «сенсаций» себя не утруждает. Главное ведь в них — не достоверность или хотя бы малейший намек на достоверность, а все та же необходимость поддержания постоянного страха, террора, напряженности.
Сначала вбрасываются подобные «достоверные» сведения, а затем никто даже не задается вопросом «А где же, собственно, обещанное вторжение-то? Народ вон черниговский уже даже цветы заготовил для встречи «агрессора»». Затем наступает череда различного рода экспертов и «экспертов», которые с умным видом обсуждают эти даже не слухи, а пародию на слухи, разбирая их чуть ли не как свершившийся факт.
На сайте «Обозреватель» один подобный эксперт по фамилии Павел Нусс договорился до того, что война с Россией вообще пойдет на пользу Украине. Наиболее вероятным сценарием он назвал следующий: «Украинско-российский кризис длится до осени 2017 года…, в результате чего Украина выиграет и приблизит свою армию до стандартов НАТО (нас будут просить вступить)».
Ну, то есть вдумайтесь, какая польза для Украины от войны-то! Армию свою подтянет к стандартам НАТО — да так, что Альянс на коленях будет умолять Украину вступить в него! Видимо, для того, чтобы усилить этот хиреющий военный блок орлами, закалёнными в боях лично с Путиным!
Удивительно, что после такого «радужного» сценария «эксперт» не попросил Путина: «Ну, пожалуйста, нападите на нас поскорее! А то уж больно хочется победить да в НАТО вступить». И всю эту, с позволения сказать, «аналитику» печатают ведь!
На Западе до такого уровня «аналитики», конечно, еще не скатились. Хотя разбирательства сценариев «завтрашней» войны между Россией и Украиной тоже порой удивляют своей наивностью и полным незнанием положения дел на Украине. Скажем, Збигнев Бжезинский, уж насколько знающий постсоветское пространство, наивно полагает, что в Харькове будут вестись серьезные уличные бои против «российских оккупантов», если/когда те туда доберутся. Ну, ладно, сказал бы такое о Львове, о Ровно или Тернополе. Но предположить, что русскоязычный Харьков костьми будет ложиться перед российскими танками, защищая ненавистный Харькову киевский режим — это надо быть Брэдбери, а не Бжезинским.
Не менее кровавый, хотя и не менее фантастичный, сценарий рисует московский корреспондент «The Daily Telegraph» Роланд Олифант в статье «Отступит ли когда-нибудь от Украины Владимир Путин?».
По его мнению, Москва задействует во время все той же «завтрашней» войны тысяч 20 военных. Причем, в отличие от фантаста Бжезинского, Олифант уверен, что российская армия не пойдет на Киев, ограничившись поддержкой донецких ополченцев.
«Они вряд ли попробуют пойти на Киев. Но даже эта сравнительно небольшая, но хорошо экипированная российская армия может легко остановить и даже отбросить украинское наступление, установив запретную зону, которая станет де-факто отделившимся государством под российским протекторатом — аналогом непризнанного региона Приднестровье на западной границе Украины», — пишет британский журналист.
Он считает этот сценарий рискованным для Путина, поскольку его популярность станет уменьшаться после начала поступления в Россию трупов российских солдат. При этом сам видит лишь два сценария: подобное вторжение «маленькой, но хорошо экипированной армии» или же полное невмешательство России при полном поражении донецких ополченцев. Второй вариант журналист сам практически отвергает, признавая, что Путин никогда не сдается.
Олифант, правда, не задаёт сам себе простые вопросы. Если Путин введет российские войска, то зачем ему ограничиваться «маленькой армией», что увеличит срок военных действий, а соответственно, увеличит количество жертв? Если российская армия вынуждена будет прийти на помощь донецким ополченцам, то неужели, по мнению британца, она будет действовать без соответствующего воздушного и ракетного прикрытия, не подавив предварительно огневые точки потенциального противника (а мы понимаем, что эти точки уже давно выявлены ввиду того, что они постоянно в действии)?
И самый главный вопрос, который почему-то не задал себе и Бжезинский: неужели все эти эксперты думают, что украинская армия будет при таком сценарии оказывать серьезное сопротивление? Ведь последние случаи массового перехода украинских военных на территорию России показали, как на самом деле они относятся к «завтрашнему агрессору». Нет, конечно, идеологически подкованные нацисты в различных коломойских батальонах готовы сражаться против «москалей». Но опять-таки они не многочисленны, и их диспозиции хорошо известны и донецким ополченцам, и журналистам, и уж тем более российским военным.
А уж по поводу настроения местных жителей у Олифанта, похоже, меньше иллюзий, чем у Бжезинского. Сам британец признает, что Порошенко и его генералы не останавливаются ни перед какими жертвами среди мирного населения, используя против него в Донбассе артиллерию и авиацию. И он же сам противопоставляет «высокую мотивацию» защитников Донецка, готовых биться насмерть с украинскими карателями, тяжелому моральному состоянию, непрофессионализму и откровенному бардаку в украинской армии.
Самое интересное, что поддерживая подобный психоз вокруг «завтрашнего» вторжения, постоянно держа в напряжении миллионы людей (причем кого-то в страхе перед российской агрессией, а кого-то в состоянии ожидания российских освободителей), авторы этих технологий не понимают, что так можно и палку перегнуть. Рано или поздно люди перестают реагировать на крик «Волки!» Они могут устать и от страха, в том числе страха войны.
В конце концов, украинский обыватель, прочтя завтра сообщение об очередном «российском вторжении», может и удивиться: «Как? Опять вторжение? Вроде ж, россияне уже пару недель как маршируют по Черниговской области! Я сам по телевизору видел!»