Зима на Украине будет, судя по всему, суровой. В пятницу МВФ, а в четверг глава Европейской комиссии сделали заявления по Украине, не сулящие ей почти ничего хорошего. Начну с МВФ. Произвольно выделю самое интересное из пресс-релиза и брифинга главы миссии МВФ на Украине.
Во-первых, миссия МВФ задержалась на Украине больше отведённого срока, что дало повод для слухов о грядущем отказе в финансировании Украины. Эти слухи частично подтвердились: следующий транш Украина получит не до 25 июля, как было запланировано изначально, а до сентября, и при условии выполнения набора условий. Проверка миссией фактически объявлена незакрытой до выполнения украинскими властями ряда действий и последующего получения одобрения от Исполнительного совета МВФ. В случае положительного решения сумма к выделению составит около 1,4 млрд. долл. (чуть менее четверти долга Нафтогаза перед Газпромом, который теперь составляет 5,3 млрд. долл.).
Во-вторых, МВФ отмечает, что [за последние месяцы] экономические перспективы Украины значительно ухудшились, и падение ВВП в 2014 году теперь прогнозируется на уровне 6,5% (против 5% при принятии программы). Кроме того, недобор налогов на Востоке, повышенные военные расходы и плохие результаты по работе с дебиторской задолженностью Нафтогаза вызвали увеличение бюджетного дефицита и потребностей в финансировании. Более высокое, чем ожидалось, бегство капиталов с Украины в сочетании с монетизацией бюджетных дефицитов (т.е. печатанием денег) оказывает давление на международные резервы государства. От себя добавлю: давление на резервы означает высокую вероятность падения курса национальной валюты, если не сейчас, то в обозримом будущем.
В-третьих, МВФ приветствует меры экономии, принимаемые украинским правительством, в частности, обязательство ограничить рост пенсий и зарплат [в госсекторе] на уровне инфляции. Напомню, в первом полугодии 2014 года потребительская инфляция на Украине составила официально 11,6%. Желающие могут найти на сайте Государственной службы статистики Украины изменение потребительской корзины, по которой эта самая инфляция рассчитывается. Просто методология и никакого мошенничества.
В-четвёртых, МВФ разрешит более значительное уменьшение международных резервов Украины, чтобы избежать резких скачков курса гривны. Фактически речь идёт о валютных интервенциях для поддержки национальной валюты. При этом Национальному банку будет разрешено опустить курс гривны, если соблюдение нового (более низкого) разрешённого порога международных резервов будет под угрозой. О возможности уменьшить валютные резервы для совершения выплат Нафтогаза Газпрому в пресс-релизе МВФ ничего не сказано.
В-пятых, МВФ заявляет, что если кризис [на Донбассе] существенно затянется, то корректировка условий программы МВФ без значительного увеличения внешней поддержки на адекватных условиях будет под вопросом.
Считаю, что подобные слова стоит понимать не как приказ МВФ усилить бомбардировки Донбасса, а как простую констатацию того, что продолжение военных действий негативно повлияет на выполнение украинским правительством программы МВФ, и сам МВФ не готов финансировать Украину из своих средств в большем объёме, чем это было предусмотрено изначально. Кстати, предполагаемый к выделению следующий транш составит 915 миллионов SDR, что совсем немного превышает платежи Украины в пользу МВФ по старым кредитам в оставшееся до конца 2014 года время, а именно 849 миллионов SDR (один SDR сегодня равен 1,54 долл. США). Остаётся надеяться, что кредиты МВФ пойдут не на войну или банальное расхищение, а в первую очередь на погашение долгов самому МВФ и продажу валюты Нафтогазу, чтобы он мог рассчитаться с Газпромом.
А с Газпромом украинским властям вопрос решать желательно быстрее, что можно вывести из слов президента Европейской комиссии Хосе Мануэля Баррозу на специальном совещании Европейского совета. Как и в случае с МВФ, выделю самое интересное.
Во-первых, Европейская комиссия начала «стресс-тест», чтобы проверить, как европейская энергосистема сможет перенести полное или частичное прекращение поставок газа на Украину и через Украину. Результаты исследований предполагается представить (внимание!) до октября. Напомню, что в октябре заканчивается период закачки газа в украинские подземные газовые хранилища. По сути такой срок означает, что быстрый стресс-тест Европы на готовность к зиме фактически уже проведён, и Европа готова к тому, что Украина дополнительные объёмы газа к октябрю в свои хранилища не закачает и с Газпромом о дальнейшем сотрудничестве не договорится.
Проводимый же стресс-тест имеет целью определить не надёжность европейской газовой системы в целом в условиях украинской блокады, а скорее выявить возможные слабые места.
Естественно, что сама Украина в лице её жителей и предприятий к дефициту газа зимой совсем не готова. И если украинские власти не смогут решить вопрос поставок газа из России (а реверс не поможет, о чём в пятницу уже проговорился Яценюк), то население Украины ждёт холод в помещениях, олигархов — жестокая борьба за лимиты газа, а многих предпринимателей — остановка производств. Похоже, находящиеся в военном раже украинские власти об этом не особо размышляют.
Во-вторых, Европа не отказалась от консультаций с Россией по вопросу Соглашения об ассоциации Украины с ЕС. Сейчас идёт экспертная работа, а на 12 сентября намечена встреча на политическом уровне по вопросам торговых отношений Украины, России и Европы. Так что не всё так однозначно с подписанным Соглашением об ассоциации.
К большому сожалению, процесс переговоров и компромиссов на евразийском континенте пытаются нарушить всевозможными, порой, чудовищными провокациями