— Верховный главнокомандующий Петр Порошенко очень подробно утвердил план, который полностью предусматривает все этапы освобождения нашей земли от тех людей, которые там дестабилизируют обстановку, — многозначительно заявил в эфире украинских телеканалов заместитель секретаря Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) Михаил Коваль.
По его словам, план этот «детальный» и «толковый». В его подробности общественность Коваль посвещать не стал — это ж наверняка военная тайна. Но обмолвился, что перемирие в конце июня было частью того самого блестящего плана. Ну теперь, по крайней мере, понятно, чего ожидать от следующего перемирия, если оно будет предложено — наращивание сил и массовых обстрелов из всех калибров. Анализ проводится на основе открытых данных.
1. Передислокация. Огромная войсковая группировка, которую несколько месяцев сковывал мятежный Славянск, будет частями переброшена на новые направления — Лисичанск, Луганск и Донецк. Можно не сомневаться, что открытого противостояния во время передислокации не будет, однако украинские колонны наверняка столкнутся с диверсионными методами ополчения. И если обстреливать города с расстояния украинские войска уже научились, то навыки маршей в условиях партизанской войны им придется осваивать. С неизбежными потерями.
2. Закрытие границы. С этой задачей силы АТО пока справляются. В Донецкой области погранпереход под контролем правительственных сил. В Луганской у ополченцев остался лишь КПП «Северный». Все остальные, если и не в руках украинцев, то насквозь простреливаются ими. Однако обладание погранпереходом не означает контроля границы. Существует масса коридоров, по которым добровольцы и гуманитарка попадают на Луганщину. Чтобы обезопасить себя по всей протяженности границы, Киев собирается выставить артдивизионы, которые «дистанционно» перекрывают свои участки на расстоянии выстрела.
3. Перерезание артерий. Главная задача сил АТО — отрезать Донецк от Луганска. И эта задача, в принципе, решается, если украинцы возьмут Горловку. Как показывает практика, один усиленным блокпостом отрезается дорога из Краматорска в Славянск. Но эта же практика показывает, что есть масса деревенских проселочных дорог, которые хоть и увеличивают путь, но все-таки поддерживают сообщение между гарнизонами.
4. Блокада Луганска и Донецка. Для начала украинским войскам нужно накопить достаточную для этого группировку. Под Славянском ее собирали больше двух месяцев. Впрочем, сегодня киевская военная машина куда проворнее. Силы АТО хотят отрезать города от поставок продовольствия и медикаментов. А со временем — от электричества, воды и связи. При этом, как обычно, на бумаге все гладко. Однако, к примеру, периметр вокруг Луганска — это почти 250 километров пересеченной местности. Даже если на всю эту протяженность найдется необходимое количество войск со всеми Нацгвардиями и «правосеками», то Киев столкнется с серьезной проблемой логистики и снабжения этих подразделений. Колонны центроподвоза будут лакомой добычей ополченцев, которые будут вынуждены в условиях блокады перейти на партизанские методы. А вокруг Донецка-то кольцо должно быть шире раза в два.
5. Зачистка. Предполагается, что блокада доведет несчастных ополченцев до такого состояния, что они сами побегут сдаваться. Однако на случай «маниакального противодействия» есть вариант поэтапной зачистки, когда спецподразделениями ВСУ и Нацгвардии без спешки будут браться район за районом. Взяли квартал, прошерстили, окопались, подтянули тылы, резервы, снабжение, пошли дальше. При этом заявляется, что артобстрелов жилых районов и массированного штурма не будет. А это значит, что силы АТО неминуемо втягиваются в затяжные городские бои, в которых у ополчения на заранее подготовленных позициях будет несомненное преимущество. И когда потери киевских войск станут критическими, Порошенко, вероятно, вновь заговорит о перемирии. Чем оно заканчивается, мы все уже знаем.
Текст: Юрий Гагарин