Сегодня, 27 июня состоялось подписание Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС в полной версии (с экономической частью). В Киев на днях прибыла миссия МВФ для того чтобы, проанализировав выполнение программы Фонда, дать добро на предоставление очередного кредитного транша 25 июля. Эти события будут подаваться в украинских и западных средствах массовой информации как успех украинских властей. С другой стороны, и подписание соглашения с ЕС, и сотрудничество Украины с МВФ обоснованно подвергаются серьёзной критике.
Главными негативами для Украины от подписания Соглашения об Ассоциации с ЕС станут:
• в долгосрочной перспективе утрата высокотехнологичных отраслей промышленности и наименее защищённых сегментов сельского хозяйства
• в краткосрочной перспективе — трудности с экспортом продукции в страны Таможенного союза
По поводу долгосрочной перспективы для украинского экспорта в ЕС говорилось и писалось уже очень много. Понятно, что европейские рынки надёжно защищены техническими стандартами и налаженными в течение десятилетий связями между контрагентами. Как можно рассчитывать на то, что по дорогам Европейского Союза побегут крюковские вагоны, толкаемые вперёд екатеринославскими локомотивами, в европейских электрических сетях загудят запорожские трансформаторы, а на европейские самолёты и вертолёты начнут ставить двигатели компании «Мотор-Сич»?! На самом деле, обещанная ассоциация обернётся в высокотехнологических отраслях поставками второстепенных запчастей для европейской промышленности, что, однако, будет преподноситься в качестве достижений на пути евроинтеграции.
Европейское сельское хозяйство также окажется надёжно защищённым от украинского, прежде всего, ничтожными импортными квотами, а также необходимостью сертификации продукции по европейским стандартам. Снижение и отмена импортных пошлин просто не будут иметь для украинских производителей в целом никакого значения.
Утешает то, что угрозы для украинских производителей на внутренних рынках со стороны европейских конкурентов стали невелики после происшедшего падения реального курса гривны, а также в связи с уменьшением оптимизма среди потребителей. Следует ожидать, что реальный курс гривны (рыночный с поправкой на разницу в инфляции) будет продолжать падать в течение 2014 года, иными словами, падение курса гривны будет опережать инфляцию. Сейчас курс гривны искусственно завышен неплатежами Газпрому, а также значительными нерыночными кредитами Украине со стороны западных финансовых организаций.
В то время как рынки Украины будут в значительной мере защищены от европейского экспорта ослабленной гривной, рынки стран СНГ, подписавших Договор о зоне свободной торговли, подвергнутся рискам. В этих странах более крепкие валюты (что можно оценить, например, по соотношению номинального ВВП и ВВП по паритету покупательной способности) и они, за исключением отдельных товарных позиций, плохо защищены от серого реэкспорта европейских товаров и демпингового экспорта украинских. Очевидно, что страны СНГ будут защищаться от «плохого» экспорта из Украины в рамках действующих межгосударственных соглашений и внутренних законов и процедур. Неизвестно, насколько серьёзные меры будут приняты, но очевидно, что они могут быть крайне чувствительны для огромного числа отраслей и компаний на Украине, прежде всего, для производителей сельскохозяйственных товаров и продуктов питания.
К сожалению, перспективы высокотехнологичных отраслей Украины, прежде всего, двойного назначения уже серьёзно пострадали после киевских событий января-февраля этого года. Шансы для развития украинской экономики, предоставленные соглашениями декабря 2013 года, были в дни госпереворота, по-видимому, навсегда упущены. Поэтому Соглашение об ассоциации дополнительного вреда для украинских высокотехнологичных производств уже практически не нанесёт. Спасти такие предприятия может только радикальная смена политического курса на большей части бывшей УССР.
Кроме подписания Соглашения об ассоциации украинские власти будут также хвалиться получением очередного кредитного транша от МВФ 25 июля. Как человек, прочитавший почти все соглашения Украины с МВФ, могу смело говорить о вредности сотрудничества с МВФ для Украины. Ни в одном соглашении с МВФ, включая действующее, нет ни слова о стимулировании экономического роста в стране (если не считать такими словами пожелания об улучшении того, что повелось называть инвестиционным климатом). Речь фактически идёт только о контроле расходов, чтобы страна могла полученный от МВФ кредит через несколько лет вернуть.
Итак, Украина получит деньги от МВФ и других финансовых институтов. К сожалению, возможно, прежде всего, к европейскому сожалению, Украина не собирается выплачивать долги Газпрому, а размещает приходящую наличность (от МВФ и других международных финансовых структур) в резервах, то есть, в основном, в депозитах и облигациях в странах Запада. Можно надеяться, что с приближением отопительного сезона такая позиция Украины будет подкорректирована под давлением европейских структур.
На прошлой неделе появились слухи о реструктуризации украинского долга. По-видимому, речь идёт об облигациях Нафтогаза Украины на сумму 1,6 млрд. долл. В 2009 году они должны были быть погашены, но тогда удалось договориться о переносе погашения на 2014 год, предоставив под них государственную гарантию. Это означает, что в случае дефолта речь пойдёт не о дефолте хозяйствующего субъекта, а о дефолте украинского государства, который, в свою очередь, может вызвать цепь кросс-дефолтов по другим суверенным еврооблигациям Украины. Если же украинским властям удастся уговорить держателей этих облигаций об отсрочке даты погашения, будут сохранены 1,6 млрд. долл. (или немного меньшая сумма) для выплаты долга Газпрому и оплаты текущих поставок.
А пока Украина, выражаясь словами А. Солженицына, находится в обвале. Госкомстат отрапортовал о падении производства почти по всем видам промышленной продукции в январе-мае 2013 года. Иного нельзя и ожидать,
• когда разрушают связи с основным экономическим партнёром
• когда обстреливают бомбами и снарядами населённые пункты и объекты инфраструктуры, создавая тем самым миллионные потоки беженцев
• и когда в стране отсутствует чёткая система власти, замещаясь на верхних уровнях олигарх-губернаторами со своими войсками и чиновниками, а на нижних уровнях шантрапой в масках и с дубьём.
Одним из позитивов среди всего происходящего украинского ужаса может стать крах «евродемократических» надежд и переосмысление происходящего. Поэтому к началу действия Соглашения об ассоциации и сотрудничеству с МВФ можно отнестись более-менее спокойно. Большого вреда они уже не нанесут, по крайней мере, по сравнению с тем, что уже сделано в Киеве в течение этого года. Однако последствия этих соглашений должны помочь убрать тщетные иллюзии и надежды и предоставить возможность задуматься об альтернативах.