О грядущей приватизации украинской железной дороги.
Сегодня начались предварительные продажи ж/д билетов Крым. Между Москвой и Симферополем будут курсировать 2-этажные составы, а между Санкт-Петербургом и Севастополем — 1-этажные. Сенатор от Крыма Ольга Ковитиди заявила, что начало ж/д сообщения между Крымом и материковой Россией открывает для Украины перспективы для движения украинских поездов на Кавказ.
Понятное дело, Ковитиди в Киеве никто не услышит — там заняты совсем другим. «Укрзализныцю» (УЗ) в ближайшее время планируют разделить на три предприятия и уволить 120 тыс. сотрудников (примерно половина работников). Кроме того, в 2020 году УЗ наполовину сократит административный персонал, уволит «дровосеков, лесничих и танцоров», чтобы счёт экономии поднять зарплаты техническим работникам. По словам члена правления УЗ Желько Марчека (экспат, серб, некоторое время работал на Виктора Пинчука) «из 200 объектов социальной сферы прибыльными являются только 10», а от активов, не относящихся к путям, подвижному составу и средствам связи придётся избавиться, а персонал сократить».
Вся эта активность — подготовка к приватизации УЗ. В выигрыше от неё будет олигархия, которая давно мечтала получить контроль над железными дорогами, ведущими от их заводов к портам или пунктам пропуска на границе с ЕС и портам, а в проигрыше население — ему придётся ездить на маршрутках просто в силу того стоимость железнодорожных билетов взлетит до небес из-за прекращения их субсидирования за счёт грузовых перевозок.
В итоге пассажирское сообщение между городами прекратится, ж/д сеть страны серьёзно сократится — украинские железные дороги исчезнут как единая и централизованная сеть.
А пока же украинская олигархия готовится к приватизации и запасается железнодорожным секонд-хендом. Импорт грузовых вагонов с истекшим сроком эксплуатации из России в Украину вырос в 4 раза: с начала года Украина купила у России 4,2 тыс. б/у вагонов и планирует импортировать ещё 2 тыс. вагонов. Из уже ввезённых вагонов 3791 шт. — это старые (построены в период с 1975 по 1991 гг.) зерновозы.
Стоимость 1 б/у зерновоза — 16,2 тыс. долларов, в то время как цена на новый украинский зерновоз стартует с 61,6 тыс. долларов. С начала 2019 года Попаснянский вагоноремонтный завод и завод «Карпаты» не продали ни одного нового вагона, «Днепровагонмаш» продал лишь один вагон, а Дизельный завод — 10 штук.
Ещё до майдана Россия отказалась от приобретения украинских вагонов: из-за некачественного металла у них ломалась боковая рама тележки, что приводило к схождению состава с рельс. Теперь же на украинском на украинском железнодорожном машиностроении можно ставить жирный крест. Крюковский вагоностроительный завод, конечно, ещё пытается сопротивляться, например, красит в цвета вышиванки зерновоз, но ему это уже не поможет. А когда-то, накануне Евро-2012, завод пытался выбить себе контракт на строительство скоростных поездов вместо корейских Hyundai.
Когда украинская олигархия переварит УЗ наступит очередь практической реализации мечты контрабандиста о метре границы в частной собственности — на днях первая на Украине таможня зарегистрировалась как отдельное юридическое лицо, что открывает невероятные возможности для олигархического капитала, а также теоретически позволит полностью контролировать всю цепочкой производства зерновых от поля, элеватора и терминала до экспорта через свою таможню.