ОБ ИНФЛЯЦИИ БЕЗ ПАФОСА И ПО СУТИ

Экономические итоги-2018: Украина тонет в болоте
Экономические итоги-2018: Украина тонет в болоте
© CC0, Pixabay
Госстат Украины сообщил о том, что замеряемые им потребительские цены выросли за 2018 год на 9,8%.

Да, это самая низкая инфляция за последние пять лет. Да, это даже несколько лучше прогноза НБУ (10,1%). Да, меньше 10%, то есть в зоне однозначных чисел.

Вероятно, вы сейчас встречаете в СМИ показатель инфляции 10,9%. Это среднегодовой рост потребительских цен за минувший год. Но если считать 22-23 декабря 2018 к 22-23 декабрю 2017 (данные мониторинга собираются Госстатом в этих числах), то декабрь к декабрю составляет именно 9,8%.

Но это пока никакое не выполнение цели таргетирования. Цель, напомню: 5±1%. То есть в коридоре от 4 до 6%. Каждый год. Имеем движение в том направлении.

Если мы хотим той самой экономической стабильности и предсказуемости, притока инвестиций и реализации бизнес-планов, то помимо множества других вещей необходимо обеспечить спокойную динамику однозначной инфляции несколько лет подряд. 9,1% — 4,6% — минус 0,2% — 0,5% — 24,9% — 43,3% — 12,4% — 13,7%. Кто не узнал… это профиль индекса потребительских цен в Украине за текущее десятилетие.

Инфаркт. Лишний раз доказывающий, что цель правильная.

Инфляционный фон-2018, кстати, не был блестящим. Так, отпускные цены промышленных предприятий росли годовым темпом 16,5%, дефлятор ВВП — около 16%, цены экспорта увеличились за год, по последним имеющимся данным, на 20%, импорта — на 15%. Учётная ставка 18% в таких условиях — это зло или благо, если инфляция в сухом остатке существенно ниже?

В заключение о важной составляющей и постоянной боли всех прогнозистов. В иллюстрации к посту показаны группы товаров/услуг, которые наиболее подорожали и подешевели за год. Взгляните, как много взлетело более чем на 15%. И это в основном регулируемые государством тарифы и цены. Квартплата, газ, ж/д-перевозки, алкоголь, табак. Даже хлеб (в этом сегменте большую долю составляют т.н. социальные сорта).

А потому да — предсказуемость тарифной политики, да — борьба с монополиями, да — умеренный дефицит бюджета. В перспективе — движение к производству товаров с большей добавленной стоимостью, которые не так подвержены ценовым колебаниям, как сырьевые.