«Стороны договорились встретиться вновь на том же уровне к концу сентября. На ней будут обсуждаться различные прогнозы потребления газа в Евросоюзе», – говорится в сообщении.
По словам пресс-секретаря Еврокомиссии, встреча, прошедшая ранее, дала возможность лучше понять исходные позиции и ожидания сторон по ключевым параметрам возможной будущей структуры транзита, а именно: по правовой среде, будущему оператору системы транзита на Украине, а также по подходам к тарифной методологии.
В Брюсселе 12-13 сентября прошла трехсторонняя встреча на экспертном уровне. В ходе технических консультаций эксперты Украины, Еврокомиссии и РФ обсудили ключевые элементы контрактов на транспортировку газа, применяемые в государствах-членах ЕС подходы к формированию тарифов, а также вопросы реформирования управления украинской ГТС в соответствии с законодательством и международными обязательствами Украины в рамках Соглашения об ассоциации с ЕС.
Обострение отношений Украины и РФ в нефтегазовой сфере было спровоцировано решением Стокгольмского арбитража о долге «Газпрома» «Нафтогазу» за недобор транзита и последующим полным расторжением контрактов. Это резко увеличивает вероятность полного прекращения транзита российского газа через Украину. Ее ГТС заменят «Турецкий поток» и два «Северных потока». При этом Киев выступает против строительства этих газопроводов, так как опасается потерять доходы от транзита российского газа.
Пуск «Северного потока – 2» в эксплуатацию ожидается к концу 2019 года. Газ по нему будет поступать в Европу в обход Украины, Белоруссии и Польши. Против реализации «Северного потока – 2» и «Турецкого потока» выступают ряд стран, в частности США, имеющие амбициозные планы экспорта в Европу своего СПГ, и Украина, которая опасается потерять доходы от транзита российского газа.
Ранее глава «Газпрома» Алексей Миллер сообщал о готовности к переговорам с украинским «Нафтогазом» о транзите газа после окончания в 2019 году контракта и о возможности сохранить объемы транзита в размере 10-15 млрд кубометров в год. Однако Киев должен обосновать экономическую целесообразность нового контракта на транзит.