— Кирилл, нам уже в целом известны ключевые назначения в администрации Байдена, и нельзя не заметить, что среди них довольно много представителей команды экс-президента Барака Обамы. Значит ли это, что во внешней политике Байден будет придерживаться курса своего предшественника?
— В основном да, потому что в целом он его разделяет и приветствует. И вообще, он же отчасти его и формировал, будучи в кабинете Обамы, например, он отвечал и за то же украинское направление, и в целом за европейское. Поэтому глобальных изменений ожидать не стоит.
- Но со времен Обамы несколько изменилась расстановка сил на международной арене: свои позиции укрепили Китай, Россия, Турция… Не помешает ли это Байдену продолжить курс Обамы?
— Байден все-таки попытается вернуться в основном к глобалистскому контексту внешней политики: вернуть в свою орбиту Евросоюз, сгладить конфликтные линии с Китаем, вернуться к ядерной сделке с Ираном. Основным оппонентом будет восприниматься, наверное, уже Россия при Байдене, как это было и при Обаме.
- К слову, в команде Байдена появились такие эксперты по России, как экс-посол США в РФ Уильям Бернс, который должен занять пост директора ЦРУ, и Виктория Нуланд, которая во времена Обамы курировала евразийское направление, а теперь должна стать заместителем госсекретаря. Свидетельствуют ли эти назначения о каких-то особых планах Байдена на Россию?
Это также не значит, что Байден будет как-то проактивно пытаться, на примере Украины, влезать в переговорный процесс по Донбассу или по Крыму. Вряд ли он будет занимать какую-то очень практическую и активную линию. Все-таки сейчас в Штатах больше внутренних проблем, и я думаю, что проблемы внешней политики в целом будут более вторичны, по крайней мере первое полугодие.
- То есть надежды Киева на то, что при Байдене «нормандская четверка» могла бы расшириться хотя бы до «нормандской пятерки» с участием США, не оправдаются?
— Нет, это вообще какие-то фантазии Офиса президента [Владимира] Зеленского, естественно, этого ничего не будет. Этого не было даже в бытность президента Обамы и вице-президента Байдена — они ни разу не высказывались за участие Штатов в этом формате, ни разу не призывали к пересмотру Минских соглашений, а, наоборот, поддерживали их. В свое время, в 2015 году, Штаты поддержали резолюцию СБ ООН о Минских соглашениях…
Поэтому это очень наивная точка зрения Киева, что Байден поменял свою позицию и будет вместо Украины вести переговоры с Россией касательно Минских соглашений.
- А не существует ли, наоборот, возможности эскалации этого кризиса, учитывая то, что именно Байден, будучи «смотрящим по Украине», в свое время стал человеком, подтолкнувшим Александра Турчинова начать так называемую антитеррористическую операцию в Донбассе?
Если, действительно, чаяния официального Киева зайдут в тупик и они не будут проявлять интереса, то, возможно, ближе к весне какая-то эскалация будет. Но она будет носить, опять же, тактический характер — желание привлечь внимание, а не реальный, например азербайджанский, сценарий, о котором многие мечтают в Украине.
- А как, на ваш взгляд, будут складываться отношения США с Беларусью?
— Нормально, думаю, будут поддерживать оппозицию, [экс-кандидата в президенты Беларуси Светлану] Тихановскую, пытаться максимально усложнить жизнь [президенту Беларуси Александру] Лукашенко, возможно, какие-то санкции еще против его окружения введут. В общем, будут пытаться и дальше давить на Россию ее ближним зарубежьем.