«Отношения в сфере производства беспилотников между Украиной и Турцией, особенно в последние годы, приобрели стратегическое значение. Технологии авиационной промышленности Украины находятся на самом высоком уровне, на уровне мировых стандартов. И нам есть что друг другу дать в этом сотрудничестве… Мы уверены в том, что усилиями наших ученых, турецких и украинских, мы выйдем на новые горизонты по производству качественных беспилотных летательных аппаратов», — сказал Байрактар в интервью каналу.
По его словам, направление строительства беспилотных летательных аппаратов будет развиваться. А значит — расширится и сотрудничество с Украиной.
«В наших планах также есть производство модернизированной техники, более современных летательных аппаратов. И мы намерены на всю нашу технику, которая будет производиться в ближайшее время, устанавливать двигатели украинского производителя», — отметил гендиректор предприятия.
Пока же украинские двигатели устанавливаются на ударный беспилотник последнего поколения Akinci.
«Это технология, которой сейчас в мире обладают буквально считаные страны. Две-три страны. Это беспилотный аппарат нового поколения, он будет способен работать на стратегических дальних маршрутах», — нахваливал продукцию своей компании Байрактар.
При этом он не исключил возможность производства дронов и на Украине. По его словам, Турция «с удовольствием готова к сотрудничеству».
За десять дней до этого заявления пресс-служба Минобороны Украины распространила слова главы ведомства Андрея Тарана о получении Военно-морскими силами первого турецкого ударного беспилотного комплекса Bayraktar TB2.
«Проводим окончательные приемочные испытания комплекса в месте базирования. Получим: эффективное наблюдение и прикрытие побережья и акваторий Черного и Азовского морей; возможность поражения надводных и наземных объектов противника высокоточными средствами», — указывалось в сообщении Министерства обороны.
До этого — в 2019 году — Bayraktar TB2 получили украинские Сухопутные силы.
Украинским военным турецкие беспилотники по нраву. А это значит, что руководство страны вряд ли будет ставить палки в колёса сотрудничеству двух стран в дроностроении.
Проверенное советское качество
Двигатели для турецких беспилотников Akinci производят в Запорожье — на КП «Ивченко-Прогресс», входящем в концерн «Укроборонпром». 5 мая предприятию исполнилось 76 лет.
В 1945 году приказом наркома авиационной промышленности СССР на заводе №478 было создано опытно-конструкторское бюро по разработке новых и модернизации ранее созданных авиационных двигателей средней и малой мощности для гражданской авиации. Его начальником назначили кадрового конструктора завода Александра Ивченко.
С 1963 года он стал генеральным конструктором предприятия. Последнее в 1966 году стало Запорожским машиностроительным конструкторским бюро «Прогресс». А с 1994 года «Прогресс» стал носить имя Ивченко.
Практически все двигатели предприятия, в том числе и гордость «Ивченко-Прогресс» Д-436, используемый в украинских самолётах Ан-158, были созданы во времена СССР.
Помимо Akinci, двигатели от «Ивченко-Прогресс» будут использоваться и для реактивного беспилотника Bayraktar MIUS, дизайн которого компания Baykar представила 20 июля.
Bayram hediyesi yükleniyor! 😉
— BAYKAR (@Baykar_Savunma) July 17, 2021
🟩 🟩 🟩 🟩 ⬛️ ⬛️
20 Temmuz'u bekleyin… pic.twitter.com/JVpJeACHGA
Как сообщало украинское издание Liga.net, этими двигателями будут АИ-25. Эти двигатели были созданы в СССР в далёком 1966 году в творческом соревновании ОКБ «Прогресс» с Московским конструкторским бюро С.К. Туманского. Руководил процессом сам Ивченко.
АИ-25 используется на самолётах Як-40, единственном сельскохозяйственном реактивном самолёте Милец М-15, чехословацком (затем — чешском) L-39 и китайско-пакистанском Hongdu JL-8.
Примечательно, что до ноября 2020 года компания Baykar для своих ударных беспилотников Bayraktar TB2 использовала двигатели другого запорожского предприятия — ПАО «Мотор Сич». Однако в ноябре технический директор Baykar Makina Сельчук Байрактар — зять президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана — сообщил, что его компания будет использовать турецкие двигатели.
«Новый двигатель, разработанный TUSAS Engine Industries, имеет наилучшие показатели эффективности в своем классе во всем мире», — заявил Байрактар, отметив, что этот двигатель не является прототипом, а готов к серийному производству.
TUSAS Engine Industries — дочернее предприятие турецкой аэрокосмической компании Turkish Aerospace Industries. Таким образом, турки волей или неволей сохранили и хорошие отношения с Китаем, у которого к Украине есть существенные претензии по ПАО «Мотор Сич».
Однако турецко-украинское сотрудничество будет крепнуть не только в воздухе, но и на море.
Византийские интриги от потомков «украинского князя Владимира»
В феврале 2021 года стало известно о выделении Минобороны Украины в паспортном бюджете на 2021 год средств для постройки в Турции корвета Ada. Как сообщил Украинский милитарный портал, для строительства первого корвета выделили почти 3,8 млрд грн (около 10,4 млрд руб. — Ред.). При этом, как утверждал портал, не было известно, 3,8 млрд грн — это полная сумма или её часть. Примечательно, что одесское издание «Думская» за два месяца до этого оценило стоимость корвета в 8 млрд грн. (около 22 млрд. руб. — Ред.).
Ранее о том, что турки будут строить корвет для украинцев, заявлял командующий ВМС Украины Алексей Неижпапа.
«В 2022-м мы получим первую партию катеров Mark VI. Через несколько месяцев будет заложен корвет. И для этого всего нужен подготовленный личный состав», — отмечал он в январе на торжественных мероприятиях по поводу начала нового учебного года на флоте.
На турецких верфях построят лишь один из шести корветов (меморандум о совместном производстве военной техники Анкара и Киев подписали в октябре 2020 года). Остальные турки будут строить на Украине.
В декабре 2020 года николаевский судостроительный завод «Океан» подписал меморандум с Государственным оборонным концерном Турции по изготовлению военных кораблей.
«С целью локализации корветной программы Гособоронное агентство Турции провело аудит технической способности судостроительных заводов Украины. Завод "Океан" избран и включен в корветную программу с учетом уникальных технических возможностей предприятия, наличия профессиональных кадров и текущей программы модернизации производственных активов», — сообщила пресс-служба завода.
Примечательно, что не все украинские военные эксперты уверены в необходимости приобретения корветов.
Так, 10 июля 2021 года в интервью порталу «Флот 2017» бывший заместитель начальника штаба ВМСУ Андрей Рыженко выразил свои опасения по поводу столь скорого строительства корветов.
«Корвет в 5-6 раз дороже ракетного катера. Он стоит около $350 млн и несет 8 крылатых ракет, как и катер. Но катер стоит $60 млн. К тому же в северной части Черного моря (которая для нас в приоритете на ближайшую пятилетку — это где-то 100 на 150 морских миль), корабль класса "корвет" не нужен. В этих районах он не нужен, как и противолодочное средство, ведь там небольшие глубины для подводных лодок ЧФ РФ. Однако решение принято, и сейчас практически все деньги, которые нужны для ВМСУ, идут на корвет, а это 3 млрд грн», — подчеркнул Рыженко.
Вторая причина, по которой он не разделяет восторгов от строительства корвета, — это то, что Украина, не «выполнив задач первого этапа Стратегии развития флота, то есть не обеспечив защиту от непосредственной агрессии с моря», перескакивает в следующий этап.
«То есть замахиваемся на работу в море на больших расстояниях», — отметил Рыженко.
Он указал и ещё на одно, крайне обоснованное опасение.
«Сейчас нет базы для корвета. Она должна располагаться близко к району потенциальных операций (Очаков здесь не подходит) и быть соответствующим образом оборудована. Корвет — корабль, конечно, хороший, на него можно было бы приглашать иностранцев, проводить парады, но он не выполняет насущных задач. Словом, к корвету надо было бы приступать после 2025 года, на 2-3-м этапе внедрения Стратегии, набравшись опыта и расширив возможности благодаря созданию скелета "москитного флота", в том числе и на украинских предприятиях», — указал он.
Кстати, о «москитном флоте». Его строительство в нынешних условиях практически заморожено. И причина в том числе и политическая. Сегодня на Украине открыт ряд уголовных дел, в том числе и в отношении бывшего военного руководства. Причина — закупка трёх десантных катеров «Кентавр» у «Кузни на Рыбальском», принадлежавшей пятому президенту Украины Петру Порошенко, а также медицинских авто у корпорации «Богдан», связанной с ним же.
При этом влиятельное украинское издание «Украинская правда» утверждает: хотя «Кентравры» так и не были приняты на вооружение, новые власти не стали искать другого подрядчика, а спешно приступили к покупке корветов, что противоречит утверждённой в 2018 году стратегии ВМС Украины. В последней получение корветов предусмотрено в период с 2025 по 2030 год. А до этого предлагается сформировать москитный флот.
Но сегодня о строительстве какого бы то ни было москитного флота речи и не идёт. А оборонные закупки осуществляются в закрытом режиме.
Как бы то ни было, но турки от происходящего на Украине только выигрывают: они получили выгодные контракты и технологии, пусть даже не столько украинские, сколько советские.