Развития не ждите. Что нужно знать о госбюджете Украины на 2021 год - 13.07.2022 Украина.ру
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Развития не ждите. Что нужно знать о госбюджете Украины на 2021 год

© kmu.gov.uaКабинет министров Шмыгаль кабмин
Кабинет министров Шмыгаль кабмин
Читать в
Кабинет министров Украины одобрил проект государственного бюджета на 2021 год и передал его в парламент. Примечательно, что в Министерстве финансов разработанный документ скромно называют «бюджетом возможностей для развития», хотя раньше все украинские правительства не стеснялись называть главную смету страны «бюджетом развития»

Правительство Украины ожидает в следующем году рост ВВП на уровне 4,6%. Номинальный ВВП, по прогнозам Минфина, составит 4,506 трлн грн ($160 млрд). В проекте предусмотрены доходы на уровне 1,071 трлн грн ($38 млрд), расходы — 1,350 трлн грн ($48 млрд). Дефицит госбюджета — 270,3 млрд грн ($9,62 млрд), или 6% от ВВП.

Основной прирост доходов предусматривается за счет более эффективного администрирования налога на добавленную стоимость (НДС). В проект заложена инфляция в 7,3%, средняя зарплата — 13 632 грн ($485), уровень безработицы — 9,2%.

Государственный долг Украины в 2021 году, согласно документу, сократится с 68% до 64,6%.

В госбюджете на 2021 год заложен курс на уровне 29,1 грн за доллар.

Оборона важнее медицины

Международный валютный фонд - РИА Новости, 1920, 15.09.2020
МВФ поставил на паузу переговоры с Украиной. Названа причинаМиссия Международного валютного фонда (МВФ) сделала паузу в визитах на Украину. Об этом 15 сентября сообщил министр финансов Сергей Марченко, передает epravda.com.ua
Ключевыми приоритетами в следующем году должны стать повышенная минимальная заработная плата; качественное образование; доступная медицина; противодействие пандемии и вакцинация от COVID-19; помощь пенсионерам в возрасте 75+; надежная оборона и безопасность; «Большое строительство» (в частности, дороги); развитие транспортной инфраструктуры (новые пассажирские вагоны); развитие культуры; поддержка спорта высоких достижений; масштабная цифровизация экономики; финансово состоятельные регионы.

Бюджетные расходы на здравоохранение в 2021 году вырастут с 3,4% ВВП до 4,2% ВВП. Расходы на медицину планируют в размере 156 млрд грн ($5,55 млрд).

"Увеличение по направлению здравоохранения в госбюджете составляет более 27 млрд. В основном это рост зарплат медработников по Программе медицинских гарантий. Также предусматривается закупка вакцин от Covid-19, закупка оборудования для опорных медучреждений, развитие экстренной медпомощи", — сообщил министр финансов Сергей Марченко.

Предусматривается увеличение зарплат медиков на 30%, а на программу медицинских гарантий планируется 123,4 млрд грн ($4,39 млрд). На борьбу с Covid-19 в проекте бюджета на следующий год предусмотрено 19,4 млрд грн, из них на вакцины потратят 2,6 млрд грн, на реализацию Программы медгарантий — 15,8 млрд грн, на предотвращение распространения коронавируса в школах — 1 млрд грн.

оксана маркарова
«Слуги народа» хотят вернуть в правительство бывшего министра финансовФракция «Слуги народа» рассматривает кандидатуру экс-главы Минфина Украины Оксаны Маркаровой на пост министра финансов вместо Сергея Марченко. Об этом депутат от фракции монобольшинства Ольга Василевская-Смаглюк сообщила в эфире телеканала «Украина 24» 14 сентября
"Существенные средства предусмотрены на культурные мероприятия, пенсии и на спорт, потому что в следующем году предусматриваются Параолимпийские игры, поэтому средства предусмотрены также на эту цель. Среди приоритетов также безопасность и оборона. Перераспределение через ВВП расходов на оборону увеличивается и равно 5,92% ВВП", — добавил министр.

Расходы на безопасность и оборону составят 267 млрд грн ($9,5 млрд), что на 21 млрд больше, чем в измененном бюджете на текущий год, в частности на зарплаты военным и правоохранителям — 131 млрд (+8,3 млрд грн).

Запланированные расходы на образование — 174 млрд грн ($6,19 млрд), что на 34 млрд больше нынешних расходов, в частности на доплаты зарплат учителям добавят 21,2 млрд грн (это увеличение зарплат на 30%).

На программу "Большое строительство" (развитие дорожной инфраструктуры) предлагают выделить 150 млрд грн ($5,34 млрд), и это на 20,7 млрд грн больше, чем в 2020 году.

Прожиточный минимум и минимальная зарплата

Вакарчук Голос
«Голос» выступил против правительственного проекта госбюджета на 2021 годПовышать налоги, увеличивая на 39% расходы на содержание президента Украины Владимира Зеленского, аморально. Об этом 15 сентября заявила лидер партии «Голос» Кира Рудик на своей странице в Facebook
В госбюджете на будущий год заложено повышение минимальной заработной платы до 6500 гривен ($231,27). Первое повышение на 1000 грн должно состояться 1 января, второе — на 500 грн — 1 июля следующего года.

С 1 июля 2021 года планируется повышение прожиточного минимума до 2294 грн ($81,62). Второй раз повышение планируется с 1 декабря 2021 года — до 2393 грн ($85,14). На сегодня прожиточный минимум составляет 2189 грн ($77,89).

Кабмин планирует в будущем году потратить 323,7 млрд ($11,52 млрд) на соцзащиту. В частности, для Пенсионного фонда предусмотрено 203,8 млрд грн для 11,3 млн пенсионеров.

На поддержку бизнеса правительство направит 12 млрд грн ($430 млн). Из них 2 млрд — на компенсацию процентов по кредитам для микро- и малого бизнеса, 10 млрд грн планируется направить на портфельные гарантии.

Финансовую поддержку регионов (ГФРР) предлагают установить на уровне 9,4 млрд грн; расходы на культуру — 7,5 млрд; расходы на спорт увеличены в 2,7 раза — до 7,4 млрд грн; на поддержку угольной отрасли — 4,5 млрд грн; на поддержку аграриев — 4,2 млрд грн; на цифровизацию отраслей экономики — 2,9 млрд грн, на закупку 100 пассажирских вагонов для железной дороги — 3,3 млрд грн.

Главное разочарование

кабмин Украины - РИА Новости, 1920, 14.09.2020
Сам выходи к народу. Украинские министры переругались из-за бюджета на будущий год - СМИКабинет министров Украины рассмотрел проект госбюджета на 2021 год, который подготовил Минфин, и утвердил его, однако не все министры были согласны. Об этом 14 сентября сообщило «Зеркало недели» со ссылкой на источник
Экономист Алексей Кущ отмечает, что на Украине уже который год принимается «бюджет развития», а развития, как такового как не было, так и нет.

«В этот раз, наверное, язык не поворачивался назвать бюджет бюджетом развития на фоне такого катастрофического падения ВВП и назвали бюджетом возможностей для развития. Хотя в данном случае Министерство финансов выглядит, как унтер-офицерская вдова, которая сама себя выпорола.

В бюджете 2021 года не только Украина, но и многие другие страны, которые формируют свои бюджеты, закладывают возможности для того, чтобы после катастрофического падения 20-го года оттолкнуться и начать динамичный рост. Действительно, многие страны закладывают механизмы роста. В украинском проекте бюджета как раз возможностей для роста нет.

Этот бюджет является уродливым братом-близнецом предыдущих бюджетов и демонстрирует абсолютное отсутствие каких-то существенных изменений, экономических и социальных модулей, предназначенных наращивать инвестиции в социальный капитал — в медицину, науку, образование. Рост, который там показан, либо находится на уровне инфляции, либо на уровне небольших значений. Хотя Украине в условиях посткризисного синдрома нужно увеличивать социальный капитал чуть ли не в разы», — рассказал Алексей Кущ в эксклюзивном комментарии Украина.ру.

Кроме того, по его словам, в проекте госбюджета отсутствует серьёзный блок экономического стимулирования малого и среднего бизнеса.

«Это даже не государственный бюджет, этот документ можно назвать сметой для внешних кредиторов, в которой прописаны источники для погашения внешнего и внутреннего долга. Чтобы показать, что есть реалистичный план, где достать деньги, чтобы вернуть им долги», — считает экономист.

Также, отмечает Алексей Кущ, в бюджете на будущий год отсутствует рост социальных стандартов.

«Рост минимальной зарплаты работает только в фискальной плоскости. Это добавит налоговую нагрузку на малый и средний бизнес. По моим расчетам, если минимальная зарплата увеличивается на 30%, то увеличение фискальной нагрузки на малый и средний бизнес составит 12-13%. В социальной плоскости рост минимальной зарплаты не работает, поскольку нет аналогичного роста прожиточного минимума для трудоспособных лиц, который влияет на тарифную сетку бюджетников.

К концу будущего года прожиточный минимум увеличится только на 9%. Получается, что он вырастет практически на уровень заложенной в бюджет инфляции. Поэтому самое большое разочарование нового бюджета — это динамика прожиточного минимума, который заложен на мизерном уровне», — пояснил эксперт.

Министерство финансов Украины - РИА Новости, 1920, 14.09.2020
Минфин Украины планирует снизить показатель госдолга в следующем годуПроект госбюджета Украины на 2021 год предполагает рост заимствований для финансирования общего фонда госбюджета на 64,2 млрд грн (около 160 млрд рублей) или 10,3%. Об этом 14 сентября министр финансов страны Сергей Марченко сообщил на брифинге, который транслировали украинские телеканалы
Экономист обратил внимание, что 270 млрд гривен дефицита госбюджета, представляет меньшую угрозу, чем неспособность правительства выполнять расходную часть бюджета.

«Все почему-то пугаются этого большого дефицита бюджета, задаваясь вопросом, где брать доходы. На самом деле, мы сейчас не видим, что мировая парадигма изменилась, и в любой стране, если есть национальная валюта и национальный банк, такого понятия как «где брать деньги» не существует. Это могут быть эмиссионные источники, и покрывается дефицит бюджета и в 8, и в 10, и в 15 процентов.

Я бы тут акцентировал внимание на том, что нынешнее правительство, министерство финансов, не может на системном уровне выполнять расходную часть бюджета. Дефицит в 300 миллиардов, который запланировали в 2020 году, по факту выполнен не будет. Невыполнение по расходам ожидается на уровне 10-15%. То есть, в бюджете рисуются программы развития, которые просто реально не финансируются. И в этом главная беда!

Министерства финансов других стран сейчас финансируют широкомасштабные системные проекты, в которых получателями государственной помощи становятся миллионы социально незащищенных жителей страны, сотни тысяч или даже миллионы представителей малого и среднего бизнеса. И эти проекты направлены на стимулирование экономики и выхода из кризиса. А украинский Минфин категорически неспособен финансировать такие масштабные проекты, в который реципиентами являются миллионы украинцев. Соответственно, не будет больших программ, не будет фактического выполнения запланированного дефицита.

Главная проблема Украины сейчас не в доходах, не в дефиците бюджета — это ХIX или XX век дискурса. Главная проблема (и в чем Украина отстаёт практически от всех стран, если не брать Сомали) — это невыполнение расходной части бюджета, то есть государство не может создавать деньги в экономике. Поскольку кризис «сжигает» активы, функция государства в кризис — создавать новые деньги в экономике, в том числе через банковскую систему, через центральный банк, через бюджетные расходы. А у нас министерство финансов наоборот — не создает деньги, а сжигает их», — заключил экономист.

 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала