Любить Украину лучше издалека: народная мудрость, которая с годами не стареет - 02.09.2022 Украина.ру
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Любить Украину лучше издалека: народная мудрость, которая с годами не стареет

Читать в
Как известно, чем дальше на запад Украины - тем башни Кремля выше. Их традиционное влияние на украинские процессы преувеличивается пропорционально удаленности преувеличителей от самих процессов. И тут надо еще поспорить, кто более безудержен в своих то ли фобиях, то ли филиях - политики или художники

За время независимости Украины представителей этой самой большой — до недавнего времени — по территории страны Европы в этих самых европах значительно прибавилось. Ранее, в конце XIX — начале XX веков, украинцы покидали родину в поисках лучшей жизни где-нибудь в Южной или Северной Америках. Сейчас же часто оседают в израилях, германиях, польшах. Хотя в Польше сильно не осядешь — очень любит шляхта указать заробитчанам на их место. Но в других странах, говорят, отношение более лояльное. Тем более, если владеешь актуальной профессией или готов издалека поносить Россию — за это в былые времена приглашали на Радио Свобода, сейчас обходятся выдачей грантов на творческие эксперименты. Но и этого хватает, чтобы любить родину издалека и не планировать вернуться для ее реформации и модернизации. Из америк ли, и европ ли. А то и из австралий.

Из тех граждан Украины, которые уехали на "вольные хлеба западной демократии" в последние годы, есть несколько примечательных персонажей.

Например, Сашко Даниленко — иллюстратор, автор анимации для видео «История Украины за пять минут». Он последние четыре года живет в США и возвращаться не собирается. Сам он родился в Харькове, рисовал анимационные клипы для музыкальных исполнителей "ДахаБраха", "ТНМК", Alyona Alyona. Сегодня он живет в Вашингтоне, где работает мультимедийным журналистом на телеканале "Голос Америки".

"Делать только украинские проекты, живя в Украине, сложно: денег они не приносят, нужно дополнительно зарабатывать на чем-то еще. Поэтому дома все работают на США и Европу. Живя в Америке, я могу смотреть на то, что происходит дома, немного отстраненно. Это помогает в работе" — откровенничает художник. И признает, что некоторые называют ролик "шароварщиной". Хотя сам себя не считает таким уж закоренелым националистом. "Я русскоязычный, украинский — мой второй язык, поэтому к ура-патриотизму отношусь осторожно. Мне приходится держать оборону на два фронта: защищать украинский язык от ватников, а русскоговорящих украинцев — от наших ура-патриотов. Когда я приезжаю в Киев, то вижу, что с патриотизмом ситуация здоровее, чем была несколько лет назад, когда в городе все чугунные заборы красили в сине-желтый, а на каждом балконе вывешивали флаги. Могу сказать, что сегодня жители Украины видят больше оттенков, чем представители украинской диаспоры в США, которые склонны впадать в крайности и драматизировать". О своих заказчиках в США говорит, что они сглаживают углы. "Считать реакцию сложно. Это как смотреть на игру актера, который наколол лицо ботоксом: брови шевелятся, но ты не понимаешь, какую эмоцию он переживает. Еще одна особенность клиентов из США — они не торгуются. Если их не устраивает цена, ищут другого исполнителя. Для них сбивать цену — значит обижать человека. Здесь заказчики выбирают иллюстратора с талантом на восемь баллов, умеющего общаться, а не специалиста с талантом на десять, который ведет себя по-свински: срывает дедлайны, не отвечает на звонки. Надежность, приятность в общении здесь ставят выше, чем в Украине. Кроме того, когда я работал в Украине четыре года назад, мне постоянно приходилось рассказывать, где я учился, с кем работал, с кем из тусовки дружу. В США же обращают внимание только на твою работу и на то, насколько ты ответственный". Про вышиванки в украинской диаспоре говорит с иронией: "Это отдельная субкультура, и, как любую субкультуру, ее можно высмеять, а можно восхититься. Мне она кажется миленькой. Но я не отношу себя к эмигрантской субкультуре, я — часть профессиональной субкультуры, а она не определяет себя через национальные признаки. Здесь важно то, что ты делаешь, и не нужно оправдываться перед другими". При этом трезво и без иронии оценивает свои отношения с родиной: "Мне бы хотелось приезжать чаще и поработать в каком-то украинском проекте. Но совсем возвращаться я пока не планирую".

Евгений Гудзь больше известен как лидер американской музыкальной группы Gogol Bordello (при чем здесь Николай Васильевич, одному Вию известно). Группа была основана в 1999 году из музыкантов восточноевропейского происхождения. Она известна своими театрализованными постановками концертов, которые являются смесью карнавала и комедии. Музыка подверглась влиянию украинских, белорусских и русских народных мотивов, карпатской, цыганской музыки, в сопровождении аккордеона, скрипки и саксофона и является объединением романса, панка, фолк-рока и рок-н-ролла

Основатель группы Евгений Гудзь родился в 1972 году на Киевщине в городке Боярка, учился в школе № 170 на Оболони в Киеве. После событий на ЧАЭС был с семьёй эвакуирован в Западную Украину. Позднее Гудзь побывал во многих странах Европы: в Польше, Венгрии, Австрии, Италии, а в 1991 эмигрировал в США, где осел в Нью-Йорке. Как несовершеннолетний школьник в советское время проехался "галопам по европам" подробно неизвестно, но примечательно. В результате такого броуновского движения парень, безусловно, набрался музыкальных впечатлений. Видимо, поэтому первоначально группа называлась «Hutz and the Bela Bartoks», но, по выражению Гудзя, «В США никто не знает, кто это такой Бела Барток».

Первые концерты группа отыграла в клубе под названием «Pizdets». Но потом все пошло более удачно. В 2007 Gogol Bordello получили премию BBC «World Music Awards». Музыканты сотрудничал с Мадонной — Евгений Гудзь и Сергей Рябцев исполнили вместе с ней шлягер "La Isla Bonita" в концерте "London Live Earth" 7 июля 2007 года на стадионе "Уэмбли" и группа принимала участие в фильме, режиссёром которого являлась Мадонна, «Грязь и мудрость" (!). Как говорится, из грязи в князи по всем законам шоу-бизнеса. В 2012 году «Gogol Bordello» выступали на разогреве у Red Hot Chili Peppers на концерте в Москве, в Лужниках. Сотрудничество с Гораном Бреговичем привело к записи композиций «Be That Man» и "Quantum Utopia", вошедшей в альбом Бреговича 2012 года «Шампанское — цыганам». В целом можно сказать, что жизнь у Евгения удалась, но сказать, что он является ярким представителем украинской культуры за рубежом — нельзя: очень могут быть с этим не согласны музыканты его группы родом из Эфиопии, России, Белоруссии, Эквадора, Китая и, особенно, ударник из Тринидат и Тобаго.

Единственным респектом к родине можно назвать шестой студийный альбом — Моя цыганиада, выпущенный 29 ноября 2011 года. Он же — первый, выпущенный на русском языке. Основная тема — иммиграция, интернациональность, любовь к воспоминаниям о родине и страсть к путешествиям.

Уже несколько лет живет в Париже и вполне комфортно себя чувствует в роли первого секретаря по вопросам культуры посольства Украины во Франции Ирэна Карпа. Она родилась в 1980 году в Черкассах, через два года ее семья переехала в Ивано-Франковск, оттуда — в курортный городок Яремче в Прикарпатье. Творческое начало в Ирэне проявилось оригинально — она участвовала в школьном духовом оркестре. Потратив несколько лет на получение степени магистра иностранной филологии по специальности "английский и французский языки" (с темой диплома "Проявления архетипа Великой Матери в романах Мишеля Уэльбека "Элементарные частицы" и Юрка Издрыка "Двойной лев"), Карпа вскоре присоединяется к музыкальной группе "Фактично Сами" и становится вокалисткой и басисткой группы. Позже группа сменила название на Qarpa. В декабре 2012 года Карпа вместе с группой выступила на разогреве концерта Мэрилина Менсона в Киеве, выйдя на сцену в платье из сала.

Параллельно Ирэна начала печатать первые рассказы, а в молодёжном журнале "Молоко" под псевдонимом "Соя Лось" вела рубрику о сексе. Обращают на себя внимание названия ее литературных опусов: "50 минут травы", "Привидения моей школы", "Планета телок", "Фрейд бы плакал", "Перламутровое Порно" и (бинго!) "Bitches Get Everything", изданный в 2006 году издательством КСД, название которого расшифровывается как "Клуб семейного досуга". Приплюсовав к этому съемки в эротических фотосессиях для журналов FHM, Penthhouse и Playboy, можно получить почти полный портрет, как сейчас принято говорить, культурологини. Да и не только портрет, но и другие части, так сказать, полиптиха.

Надо также помнить и не забывать, что барышня неоднократно приобщилась ко всем протестным настроениям в Украине до своего комфортного гнездования в столице Либерасьона. Мелкие ее акции внимания не заслуживают. Но то, что она соорудила в жанре мультипликации на сайте podrobnosti.ua  и известное как "Сериал про ватников", будет на Страшном суде весомой уликой разжигания гражданской вражды. Как бы сейчас советнице по культуре в двух шагах от Монпарнаса и Лувра и не было, как говорится, тепло и сухо советовать по культуре ридной неньки.

Вероятно, позволить себе такие комфортные "родственные отношения" с Украиной на расстоянии могут, преимущественно, представители интеллектуальных профессий. Которые, как упомянутый выше иллюстратор, получают рабочую визу и приглашение на "теплое местечко" типа телеканала "Голос Америки". Или как музыкант, удачно приторговывающий музыкой цыганских свадеб. Или как писательница-модель эротических фантазий. У простых украинцев фантазии отнюдь не эротические.

Простые трудяги испытывают совсем другие чувства на основе совсем другого опыта. 20% украинцев, которые длительно работали за границей, не планируют ехать туда на заработки снова. Каждый второй украинец, который выехал на заработки за границу, а потом не захотел возвращаться, работал не по своей специальности. Почти четверть недовольных респондентов проработали за рубежом в строительной сфере. Вторая по популярности отрасль — логистическая, преимущественно, это работа водителем — 17%. Топ-3 закрывает производство — 15%. Основными направлениями рабочей миграции для людей, которые сейчас решили остаться в Украине и не ехать снова на заработки за границу, были Польша — 33%, Россия — 35% и Германия — 11%.

Что ж, выражение "узок круг революционеров и страшно далеки они от народа" актуален в любые времена и на любом языке. Даже если революционеры превратились в креативных клерков, а народ — в нацию.

 

 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала