Название организации происходит от одной из важных составляющих деятельности ЕС — политики сплочённости, состоящей в преодолении неравенства между странами и регионами внутри союза. Ныне в состав группы входят 17 стран: «Вышеградская четвёрка» (Венгрия, Польша, Словакия и Чехия), остальные страны, вошедшие в ЕС после 2004 года (Латвия, Литва, Эстония, Болгария, Румыния, Словения, Хорватия, Кипр, Мальта), а также страны Южной Европы — Греция, Италия, Испания и Португалия. Однако ведущие партии на саммите в Праге исполняли главы правительств «Вышеградской четвёрки» (V4), среди которых выделялся премьер Польши Матеуш Моравецкий.

Моравецкий в Праге прямо заявил: Польша, которая экономически догоняет Запад после «незаслуженного посткоммунистического краха», должна иметь ресурсы для развития отсталой инфраструктуры, и именно для этого служат фонды сплочённости ЕС. Поэтому Фонд справедливой трансформации Евросоюза, по словам Моравецкого, должен быть выше предложенного Еврокомиссией. Такого мнения придерживаются все государства V4.

Медицинский исход. Польша ждет врачей из Украины, но закон для этого не приняла
Медицинский исход. Польша ждет врачей из Украины, но закон для этого не приняла
© РИА Новости, Николай Хижняк | Перейти в фотобанк

«Мы должны убедить самые богатые страны, которым больше повезло в истории, — например, Нидерланды, Бельгию, Данию, Германию или Францию, — в том, что такое распределение расходов было справедливым», — подчеркнул польский премьер-министр.

Он добавил, что справедливое распределение затрат также требует ликвидации «скидок» при оплате взносов в бюджет Евросоюза, которые регулярно предоставляются странам «старой» Европы. В связи с этим, по словам Моравецкого, бюджет ЕС теряет около 14-15 миллиардов евро.

Моравецкий также подчеркнул, что недавно Европарламент назвал несколько стран Западной Европы «налоговыми гаванями», а по оценкам Еврокомиссии, бюджеты стран-членов ЕС теряют каждый год более 150 миллиардов евро вследствие махинаций, связанных с налогом на добавленную стоимость. Эту же сумму Моравецкий привёл в интервью Польскому агентству печати по результатам саммита в Праге, напомнив также об аналогичных потерях в связи с неуплатой налога на доходы компаний — вот, мол, и 300 миллиардов долларов, то есть годовой бюджет ЕС.

Попытки премьера Польши считать чужие деньги понятны: в предложенном Еврокомиссией бюджете ЕС на 2021-2027 годы затраты на политику сплочённости предлагается урезать на 37 миллиардов евро, при этом Польша недополучит 19,5 миллиарда (что на 23% меньше, чем в бюджете ЕС на 2014-2020 годы). А согласно информации Еврокомиссии, обнародованной 5 ноября, чистый баланс бюджета Польши между дотациями из Брюсселя и взносами в общую копилку ЕС составил в 2014-2018 годах 2,4% ВВП этой страны, что стало одной из ключевых составляющих «польского экономического чуда».

И вот эту «палочку-выручалочку» собираются если не забрать, то радикально укоротить. А ведь Польша ждет проблем и с другим важным компонентом экономического подъёма — наплывом дешёвой рабочей силы из Украины. По подсчётам Нацбанка Польши и Варшавской школы экономики, украинские гастарбайтеры в 2014-2018 годах обеспечили рост ВВП Польши на 2,5%, то есть даже больше, чем дотации ЕС. Однако с 2018-го наблюдается замедление притока украинской рабочей силы, а с открытием в 2020-м рынка труда Германии многие граждане Украины планируют переехать на работу туда.

И если украинских работников польские работодатели пытаются заменить трудовыми мигрантами из Азии, то деньги из Брюсселя компенсировать пока нечем. Поэтому Матеуш Моравецкий в Праге акцентировал внимание на том, что страны «старой» Европы получают высокие дивиденды из Европы Центральной.

«Из Польши все дивиденды вместе, включая проценты по капиталу, текущие кредиты и депозиты, составляют около 100 миллиардов злотых, или более 20 миллиардов евро», — отметил он.

Примечательно, что 5 ноября в Брюсселе такую позицию поддержал директор бюджетного департамента Еврокомиссии Герт-Ян Коопман, заявив, что «старым» странам-членам ЕС нужно избавиться от «бухгалтерской ментальности», поскольку их компании также получают выгоду от средств, выделяемых на политику сплочённости в Центральной и Восточной Ервопе как победители тендеров на их использование.

Об этом же сказал в комментарии Польскому радио профессор Кшиштоф Велецкий из Университета им. кардинала Вышинского, по мнению которого деньги, выделяемые на политику сплочённости, в основном возвращаются странам, больше платящим в бюджет ЕС, поскольку получатели покупают у них товары и услуги. Польский учёный предупредил, что ограничения фондов сплочённости приведут к увеличению имущественных диспропорций и напряжённости, которая будет разрывать Евросоюз на части изнутри.

Такого же мнения придерживаются и премьеры стран «Группы друзей сплочённости», в совместной декларации которых, принятой на саммите в Праге, сказано, что политика сплочённости является фундаментальным инвестиционным средством ЕС. Они также призвали выделить на неё в 2021-2027 годах не меньше денег, чем в завершающемся бюджетном периоде. По их мнению, «предложение о сокращении средств может стать препятствием для достижения целей, изложенных в договорах ЕС». Кроме этого главы правительств семнадцати стран-членов ЕС потребовали возможности «распределять средства самостоятельно в соответствии со своими внутренними или региональными приоритетами».

Парламентские выборы в Польше: русофобы готовятся праздновать победу
Парламентские выборы в Польше: русофобы готовятся праздновать победу
© Brian Aslak / flickr

Однако проблема состоит не только в суммах, выделяемых на те или иные программы ЕС, а в принятии бюджета Евросоюза вообще. Как сообщила 6 ноября польская газета Dziennik Gazeta Prawna, риск того, что главный финансовый документ ЕС не будет принят вовремя, является самым большим в истории, поскольку Германия, Нидерланды, Дания, Австрия и Швеция (нетто-плательщики в бюджет ЕС) требуют ещё большей экономии даже по сравнению с упомянутыми выше предложениями Еврокомиссии.

При этом позиция Варшавы ослаблена недавними решениями Суда ЕС по поводу верховенства права в Польше, которые могут быть использованы в переговорах по бюджету ЕС сторонниками экономии и сокращений.

«Когда Польша требует солидарности при составлении бюджета ЕС, другая сторона будет выдвигать аргумент об отсутствии такой солидарности в поведении самой Польши, например, в отношении приёма беженцев», — сообщает газета.

В этой связи вспоминается опубликованное чуть более года интервью президента Франции Эммануэля Макрона, адресованное как раз лидерам «Вышеградской четвёрки», с предупреждением, что Европа — это не супермаркет, и восточноевропейские государства не могут просто выбрать и взять из основных ценностей блока то, что им больше нравится.

«У нас есть коллективная потребность в согласованности и солидарности. Мы не можем получать преимущества от европейского бюджета, не демонстрируя при этом солидарности в вопросах миграции», — отметил французский президент в конце октября 2018-го.

С тех пор влиятельность Макрона в Евросоюзе только возросла, поэтому схватка за бюджет между странами «старой» и «новой» Европы на грядущем саммите ЕС в декабре 2019-го ожидается горячая.