А еще много университетов — и мало высококлассных специалистов, много НИИ — и нет науки, много театров и даже не самая плохая на Украине филармония, но культурная жизнь мертва.
Если где-то происходит катастрофа, то ситуацию в Запорожье можно охарактеризовать как увядание, такой себе сон разума, рождающий чудовищ.
Запорожцы в целом не поддержали Майдан, но и не особо сопротивлялись. Митинги как Майдана, так и Антимайдана собирали едва ли по несколько сотен человек.
Запорожцы не в восторге от войны и всех сопутствующих ей прелестей, но не готовы ничего делать, чтобы войну остановить. Поголовно русскоязычное население не сказать, что поддерживает, но в целом не против тотальной украинизации, целиком подтверждая закон — общественное бытие определяет общественное сознание. Логика обывателя такова — раз мы граждане государства Украина, значит, мы украинцы и родной язык у нас украинский, несмотря на то, что мать с младенчества учила русскому.
Запорожцы ругают местных коррумпированных чиновников и олигархов за разрушение парка Яланского в самом центре города для постройки очередного торгового центра, и околомайданная публика даже несколько раз поскакала в знак протеста. Правда, наскакала она заморозку строительства, а вот кто будет восстанавливать парк, непонятно. Так и раскинулся на самом длинном в Европе проспекте, перед цирком и театром, пустырь с грязью и обрубками недопиленных деревьев. В подконтрольных как местным олигархам, так и деятелям национального масштаба СМИ не прекращается тысячелетняя российско-украинская война, а на сессии облсовета депутаты обсуждают финансирование поездки запорожских детей в Артек. С площади Свободы, что неподалеку от здания СБУ, убрали памятник Дзержинскому, но в самом здании до сих пор стоит стела героям-чекистам. Попытка с помощью петиции в мэрию переименовать ул. Победы в ул. Бандеры провалилась, но совсем не из-за активного противодействия горожан. Петиция о запрете такого переименования и близко не набрала необходимого количества голосов. Просто в мэрии вдруг обнаружили, что голоса «за» Бандеру были накручены, и открутили их обратно. А время на сбор закончилось.
В ксенофобской и милитаристской пропаганде в Запорожье не сильно получается использовать посылы казачества, сечевиков, которые якобы сражались против клятых москалей, и все эти картинки с чубатым и усатым казаком-качком с коловратом или другими видами свастики, который говорит: «Помни, чужак, здесь хозяин — украинец». Для обывателя это что-то очень далекое, почти фэнтезийное, сродни эльфам и хоббитам или Батыеву нашествию. Правда, и отторжения это не вызывает. Ну расклеены эти руны и зиги на лавочках, столбах и мусорных баках по всему городу — кому это интересно? Зато посыл «защитим от Путина наш родной ДнепроГЭС» или «деды победили фашизм, а мы победим рашизм» работают сильно лучше. Такое вот подлое и лицемерное использование еще живого в глубине души многих горожан советского патриотизма. Декоммунизация и Бандера — это одно, а в АТО (теперь ООС) сильно не желающее воевать население загонять надо любым способом. Почему бы и не так?
Сама днепровская плотина, ради целости и сохранности которой надо воевать с Путиным, переживает не лучшие времена. Окрашенная во время истерии 2014-го без зашкуривания и без грунтовки в «жовто-блакитный» оградка ДнепроГЭСа за годы изрядно потрепалась и ее начали тихонько перекрашивать в спокойный серый, как было до победы «гидности». Построенная «кровавым режимом», который, по мнению местных псевдоисториков, уничтожал украинцев, плотина (с нее содрали орден Ленина, и теперь он вроде как и не при чем) тоже поизносилась. Ее все время ремонтируют, что-то латают, а тем временем живущая на правом берегу половина города часами стоит в пробках. Мосты же через Днепр, точнее их фрагменты, поскольку начали их строить лет 15 назад, а потом благополучно бросили, успели превратиться в ржавые остовы.
Кстати, идти воевать не горят желанием не столько потому, что надо убивать людей, таких же граждан Украины, а в большей степени потому, что это тоже рушит устоявшийся уклад жизни — бросать работу, куда-то ехать, сидеть в окопной грязи, ну его.
Социологический опрос, который мы с друзьями проводили в городе в 2014 году, идеально отражает настроения людей как тогда, так и сейчас. 15% — «москаляку на гиляку», 15% — за мир и дружбу, а остальные не определились, не до конца понимают, что происходит и, если честно, им это не сильно-то и интересно. Все бегут от реальности. Рассказываешь какому-то вроде бы вменяемому гражданину о том, например, сколько в тюрьмах Запорожья и области политзаключенных, которым вменяют госизмену и посягательство на территориальную целостность Украины за посты в соцсетях, как их пытают, как угрожают родным, требуя сознаться в том, что завербован ФСБ, а он не хочет слушать. Это раздражает, это сеет неприятное беспокойство в созданном мире розовых пони и радужных бабочек. Работа, семья, кафе, кино, шашлыки на природе — не рушьте, пожалуйста, наш вымышленный мир, рассказывая такие ужасы. Эта позиция большинства выражается в формуле банальной мещанской пошлости: «Я вне политики».
С другой стороны, сколько вымышленный мир ни придумывай, реальность подкрадывается неумолимо.
За половину 2019 года промышленность упала до 95,6% от соответствующего периода 2018 года. Экспорт товаров составил лишь 86,1% от прошлого года. И это понятно. Лишенный российских заказов "Мотор-Сич" объявил об убытках в 16,5 млн долларов, комбинат «Днепроспецсталь» снизил производство стали на 13,7%, проката — на 9,9%, а выпуск товарной продукции в целом в денежном выражении упал на 13,1%. Рентабельность завода тоже отрицательная. Закрылась единственная запорожская (офисы остальных находятся в других городах) сеть магазинов косметики и бытовой химии «Лотос», проиграв конкуренцию днепропетровской «Еве». И проблема даже не в монополизации всего и вся (это естественный процесс), а в том, что «Лотос» был не совсем «купипродайкой», а имел небольшое собственное производство. Теперь его не будет.
По данным областного управления службы статистики, долг по зарплатам жителям Запорожской области составляет более 100 млн гривен. И это только те, которые получают «чистую» зарплату. Центр занятости говорит, что актуальных вакансий имеется около 3000, а безработных по области — 13 700 человек, т.е. 4-5 человек на одну вакансию. Официальная средняя зарплата в 10 000 грн, то есть примерно 28 тысяч рублей (из которой 2-3 тысячи гривен нужно отдать за коммуналку в отопительный сезон собственнику небольшой квартиры), не имеет отношения к реальности. Статистику выравнивают зарплаты крупных чиновников и топ-менеджеров олигархических компаний, тогда как обычные граждане порой вынуждены трудиться, теряя здоровье и лишая себя общения с родными и личностного развития, по 12 часов в сутки, чтобы оплатить коммуналку и купить еду. Но не все тянут даже это. Департамент ЖКХ утверждает, что долги по коммунальным услугам в Запорожской области превысили 2 млрд грн, львиную долю из которых составляют долги за отопление и горячую воду. «Водоканал» уже заявил, что будет отключать централизованное водоотведение у тех, кто задолжал более 300 грн. Уже составлен список из таких жильцов. Из-за долгов районных водоканалов центральному запорожскому, перебои с водой регулярно случаются в селах, где работы нет почти никакой.
Зато работы полно у спецслужб. Если регулярно открывать официальный сайт СБУ, то может создаться впечатление, что чуть ли не половина города — агенты ФСБ. Регулярно происходят задержания за репосты в соцсетях. Имена людей никогда не сообщаются и дальнейшая их судьба неизвестна, но, судя по статистике приговоров по ч. 1 ст. 110 УК (посягательство на территориальную целостность Украины), можно с очень высокой долей вероятности сказать, что они под давлением идут на самооговор, подписывают сделку со следствием и получают условный срок. Есть курьезные случаи, над которыми можно было бы посмеяться, если бы на кону не стояла человеческая судьба. Например, сотрудники СБУ поймали запорожца, который «был завербован в 2014 году на временно оккупированной территории АР Крым кадровым сотрудником Главного управления Генштаба ВС РФ» и якобы пытался перевезти в Россию на флешке добытые им на одном из запорожских предприятий Укроборонпрома секретные файлы. Даже опубликовали видео, где этот человек (с запикселенным лицом) рассказывает, на каком именно заводе он добывал указанные сведения. Интересно, что предприятие это занимается выпуском каких-то бытовых металлических изделий и к Укроборонпому отношения никакого не имеет. Ну и транспортировка шпионской информации в XXI веке на флешке…
Или вот хороший пример. В Запорожье задержали "агента ЛНР", который ездил на подконтрольною Украине территорию менять валюту и вроде наменял больше 100 млн грн. И конечно же, у него при себе оказалось удостоверение старшего лейтенанта финансово-экономической службы 7 ОГМСБр 2 АК НС "ЛНР". Ясное дело, все агенты обязательно носят с собой партбилет и парашют.
А чего стоит история с арестованным 63-летним пенсионером, который якобы собирался взорвать митрополита Луку по заказу из Донецка? Деду вроде как обещали за это оплатить протезирование ноги. Причем схему придумали непростую: Лука — агент РФ и взорвать его надо было, чтобы раскрутить информволну о терроре в отношении пророссийских деятелей Запорожья. При этом сам митрополит сообщил, что его в этот день вообще не было в городе, а потому взорвать его никто не мог. Судьба деда неизвестна.
И конечно, мое любимое. Агент ФСБ Путинцев (Путинцев!!!) завербовал жителя Запорожской области для сбора и передачи «актуальных разведывательных сведений об общественно-политической и социально-экономической ситуации в регионе». Поймали, само собой, жителя, а не Путинцева. Путинцева попробуй еще поймай.
А пока спецслужбы ловят агентов в соцсетях, находящиеся у них на прикорме «джентльмены в поисках червонца» из экстремистских праворадикальных группировок вроде Нацкорпуса, Демсокиры и Правого сектора* как на работу ходят на суды, жгут файеры у здания СБУ (интересно, что было бы с обычными гражданами, реши они отмочить такое?) с требованием отменить "формулу Штайнмайера", бузят на площадях, создают опереточные «штабы сопротивления» и «союзы ветеранов российско-украинской войны». А еще собираются нагрянуть на концерт певца Олега Винника, который недавно усомнился в здравости ведения военных действий на Донбассе, с вопросами «чей Крым?» и «Путин — кто?»
Безработица, крошечные зарплаты и разжигающие ненависть журналисты, конечно, толкают плохо образованную молодежь в объятия неонацистских бандформирований. Репрессиям продолжают подвергаться те, кто до сих пор не боится выражать оппозиционные мнения, а большинство просто выживает: с работы — на работу, от одной оплаты коммуналки — к другой, от одного похода в аптеку — к другому. На то, чтобы выдохнуть и внимательно присмотреться к происходящему, у людей нет ни сил, ни времени. И это очень хорошо для тех чудовищ, которые каждые 5 лет приходят, чтобы грабить.
* Деятельность организации запрещена в РФ