Проблема возникновения долгов не решается. Мало того, неясно, будет ли продолжен транзит газа из России. Если нет, то последствия для страны могут быть неожиданными и непрогнозируемыми.
Неадекватные цифры
Директор аналитического центра «Институт города» Александр Сергиенко уверен, что причина образовавшихся долгов — неадекватная тарифная политика государства. А именно: большой разрыв между тарифами и возможностями населения оплачивать коммуналку. К тому же в разных городах разные тарифы, и этот перекос сильно влияет на общую ситуацию.
«Разница возникает из-за того, что в маленьких городах, где теплокоммунэнерго не являются лицензиатами НКРЭКУ (Национальная комиссия по тарифам. — Ред.), тарифы устанавливает местная власть», — пояснил эксперт.
Как бы то ни было, для нормального вхождения в сезон, сказал он, долги необходимо отдавать как можно скорее. Это можно сделать, к примеру, с помощью внутренних резервов, кредитов. Другой вариант предложила Ассоциация городов Украины — чтобы госбюджет отдал эту разницу в тарифах. Или же государство могло бы предоставить беспроцентную ссуду тем населенным пунктам, где ситуация с отоплением сложная.
«Ассоциация просит 19 млрд гривен. Но население задолжало за все коммунальные услуги по состоянию на 1 августа 53 млрд грн. Львиная доля долгов — 30 млрд грн — за газ. И почти 19,3 млрд грн — за центральное отопление и горячую воду», — констатировал Сергиенко.
Все друг другу должны одинаково, но кое-кто — больше
Экономист Всеволод Степанюк считает, что такое положение дел с управленческой точки зрения является полным коллапсом управления государством.
«Не может быть так, что государство фактически должно само себе, но страдают и сидят без тепла не высшие должностные лица, а простые граждане, которые по мере возможности в большинстве своем платят по счетам», — сказал аналитик.
Угроза остаться без тепла в отопительном сезоне-2019/2020 довольна велика. К примеру, как сказал Степанюк, в его районе Киева в текущем году не проводилось ремонтов теплосетей. Значит, инфраструктура новее не стала.
«Без помощи государства, возможно, отопительный сезон вовремя не начнется», — считает финэксперт.
Он заметил, что вовремя (15 октября) отопсезон в столице не начинается уже много лет. Например, на улице уже вовсю заморозки, а власть оправдывается, что еще якобы не наступили условия для включения батарей.
Продать подороже
Весной 2019 года на Украине цена на газ для потребителей составляла 8,5 тыс грн/1 тыс куб. м, а сейчас — шесть с лишним тысяч/1 тыс. куб. м. Однако тарифы на тепло и на горячую воду уже посчитаны по цене 8,5 тыс. грн/1 тыс. кубометров. С чем это связано, в ходе пресс-конференции 19 сентября рассказал директор энергетических программ Центра мировой экономики и международных отношений НАН Украины Валентин Землянский.
«У нас газ подешевел на 30%, как рапортуют (глава парламентского комитета по энергетике и ЖКХ Андрей) Герус и (премьер-министр Алексей) Гончарук. А старый тариф сохранился. При этом Минэкономразвития прогнозирует рост коммуналки на 20%», — обозначил эксперт.
Мало того, по его словам, поставщики газа (облгазы, управляющие газсбытами — операторы распределительных сетей) на предприятия ТКЭ вынуждены будут поднять тарифы. Иначе 30% работников облгазов придется сократить. И это притом что облгазы и ТКЭ получают и продают энергоресурс в рамках «специального обязательства», согласно которому газ поставляется населению по льготной цене. Игроки рынка газа и электроэнергии самостоятельно покрывают разницу между социальным и газовым тарифами.
Документ прогнозирования
Землянский утверждает, что правительству нужно, как это делал экс-премьер Владимир Гройсман, постановлением возложить спецобязательства на «Нафтогаз», чтобы зафиксировать социальную цену для населения.
«Потому как «Нафтогаз» формально подтвердил наличие объемов газа по августовской цене. У него есть газ, который можно в отопительный сезон продавать по 6,5 тыс. грн/1 тыс. кубометров», — убежден энергоэксперт.
Принять такое постановление в течение одного дня ничто не мешает. Ведь после фиксации цены можно прорабатывать стратегию расчета тарифа на два-три следующих года. Такая пауза и поиск стратегических решений даст гражданам возможность спрогнозировать свои расходы на коммунальные услуги.
«Даже эти грабительские 6,95 тыс. грн/1 тыс. кубометров Гройсмана держались два года, и люди (кто-то на субсидиях, кто-то без) смогли хоть как-то просчитать, сколько нужно тратить на коммуналку. А нас опять бросают в неизвестность — мол, может, будет хорошо, а может — не очень», — пояснил аналитик.
Впрочем, пока не исчез с горизонта ещё один сценарий — полное прекращение транзита российского газа через украинскую газотранспортную систему (ГТС). И Украина вместе с «Нафтогазом» всерьез рассматривают такую возможность. Транзит значит, что в газопровод подкачивается газ и давление удерживается. В нем должно быть 1-1,5 млрд кубометров технологического газа. А в случае прекращения транзита расходы по нему — за компрессорные станции, которые поддерживают давление в трубе для транзита, за транспортировку ресурса, которые пока оплачивает Москва, — уже как бы заложены в тариф.
Температура выживания
Во многом потому цена на газ рассчитывается по завышенным тарифам, о которых говорил Землянский.
Также отмена транзита замыкает ГТС на саму себя. Провести испытания, как это будет работать, физически нереально. Так как транзит продолжается, а останавливать его, чтобы проверить возможности трубы в реверсе, нельзя.
«Техиспытания были проведены «Укртрансгазом» (УТГ) — перекрыли кусочек газопровода, чтобы посмотреть, сколько газа мы можем получить из Словакии. Получилось около 40 млн куб. м в сутки. В закрытой оценке УТГ, о которой я слышал, было 27 млн куб. м в сутки. Говорят, что этого нам должно хватить», — сообщил Валентин Землянский.
И тут же добавил: это еще открытый вопрос. Ведь допустимый суточный подъем газа из подземных газовых хранилищ (ПГХ) — порядка 100 млн кубометров. Плюс 45-50 млн в стуки кубов — газ собственной добычи, реверсный газ — от 25 до 40 млн кубов. Получается примерно 190 млн кубометров газа в сутки. Этот объем для производства тепла достаточен лишь при температуре до 5 градусов мороза.
Ситуация «не ждали»
Опасность дефицита газа наступит, если станет холоднее и холод продержится дольше. А также если вдобавок температура упадет в конце февраля-начале марта, когда в ПГХ останется минимум газа и в сутки не получится откачивать 100 млн кубов. То есть давление в трубе падает, и компрессорные станции никак не смогут дать больше. В этом контексте не стоит забывать о буферных 5,5 млн кубометров, которые поднимать нельзя.
А как отразится прекращение газового транзита на гидродинамических свойствах ГТС, неизвестно. Способна ли она технически работать в замкнутом цикле (и дело уже не в объемах газа в ней), даже опытнейшие эксперты топливно-энергетической отрасли прогнозировать не берутся.