Это художественное течение родилось в украинской визуальной культуре в 2000-х. В самом начале демонизации населения восточных областей Украины — сначала в Киеве, потом и везде, где были недовольны повсеместным правлением «донецких» и «регионалов». В качестве доказательства можно привести статью о жлобо-арте в газете «Тыждень» («Неделя») — чисто конкретно в разделе «Культура» (!) в те предмайданные годы, когда эта демонизация достигла апогея.

Речь в медиа шла об открытии выставки «Жлоб. Жлобство. Жлобизм» и о том, что посмотреть ее пришла пара персонажей, будто сошедших с выставляемых картин, — один местный с цепочкой на шее и в шлепках, второй — «по четкой режиссуре судьбы был из Донецка». То есть не было у судьбы другой режиссуры тогда. Или режиссера? Вопрос риторический, поэтому лучше вернуться к эпохальному для субкультуры событию.

Злостный алиментщик Мухарский пугает публику самоубийством
Злостный алиментщик Мухарский пугает публику самоубийством
© Володимир Ф
Выставка эта была организована при активном участии некоего Антина Мухарского. Этот эпатажный персонаж заслуживает отдельного описания, сейчас же надо ограничиться тем, что он и основоположил жлобо-арт, и пропагандировал его, так что причастен к разжиганию внутривидовой ненависти весьма и сильно. Говорят, что жена его, известная телеведущая Снежана Егорова, не стерпев такого спекулятивного сатанизма, забрала их общих детей и была такова. Пан Антин с тех пор пробавляется кабацкими концертами с перепевками советских песен на патриотичный манер («А я не москаль!»).

А жлобо-арт дошел до наших времен в расцветшей буйным цветом культуре комикса — графического и анимационного.

Видимо, дьявол в курсе, что 80-90% информации человек потребляет через зрение. Поэтому и делает упор на картинку в своих искушениях. Тем более что для незрелых потребителей, страдающих инфантилизмом независимо от биологического возраста, чем ярче и хайповее — тем интереснее. Вот и выходит, что Иван Семесюк, Андрей Ермоленко, Сергей Коляда, Дмитрий Крышовский, Сергей Хохол, Олекса Манн, Стас Волязловский, которых украинская версия Википедии причисляет этому жанру, завзятые подручные вышеназванного искусителя. Правда, так и не востребованные в полной мере привередливым покупателем.

Супрунизация всей страны: Украиной управляют персонажи из комиксов
Супрунизация всей страны: Украиной управляют персонажи из комиксов
© Facebook, Уляна Супрун | Перейти в фотобанк
Другое дело — массовая культура. Тут всякого рода раскраски, комиксы, даже игры — бумажные и компьютерные, не говоря уже о мультипликации — просто поле непаханное для охмурения черноземных козлевичей ксьондзами от современного «искусства».

Показательной в плане репрезентации жанра украинского комикса является группа в «Фейсбуке», которая называется COMICSODA.

Общение в группе приветствуется на украинском языке, на русском — мягко говоря, не приветствуется, о чем часто и резко заявляют участники группы. Что же до визуального контента, то можно посмотреть на обзор комикса «Чуб» Саши Комяхова — вурдалаки и упыри всех мастей пляшут разухабистый гопак на общечеловеческих ценностях.

Впрочем, как было сказано выше, одними книгами эта субкультура не ограничивается. Безусловно, уровень рисовальщиков является достаточно высоким. Это позволяет переходить и к динамическим картинкам, используя все достижения современной компьютерной графики и анимации.

Не просто комиксы. Как украинцы превратили картинки в пропаганду
Не просто комиксы. Как украинцы превратили картинки в пропаганду
© РИА Новости, Кристина Афанасьева | Перейти в фотобанк
Равняясь на «старших товарищей» — производителей сериалов про Капитана Америку, Человека-паука, разных прочих спайдерменов и женщин-кошек, — отечественные создатели анимационных мифов ориентируются на ура-патриотическую публику. Для чего вызывают, будто на сеансах спиритизма, духов прошлого, придавая им гротескные и устрашающие черты, наделяя свойствами персонажей всех преисподних вместе взятых.

Для подкрепления этого утверждения достаточно привести в качестве примера образчик продукции одной из анимационных студий. Вернее, копродукции UGARproductionи ASGARDIANcomics(ах, какие названия!). Это история о том, как «из пепла империи возникнет новая молодая держава, когда опасные технологии, мистические культы и шпионские интриги захватят Европу», а «новые герои станут на пути сил тьмы». Тут и Павел Скоропадский, который присоединяет Кубань и Зеленый Клин к этой стране (мечты, мечты, где ваша сладость!…). Тут и привидение царя Николая II, и сексапильная шпионка Агнешка Бжезинская, и агент контрразведки Максим Кривонос, и верховный коммунар Владимир Ленин, больше напоминающий Капитана Крюка из мультфильма про Питера Пена. Стим-панк-блок-бастер «Воля» — это альтернативная история, события которой разворачиваются на фоне расцвета украинского государства 1918 года. Про «расцвет» этого государства лучше умолчать, но остальных трюков предостаточно.

Владимир Вятрович. Биографическая справка
Владимир Вятрович. Биографическая справка
© Facebook/Volodymyr Viatrovych
Надо ли говорить, что такая альтернативная история — один из многих кирпичиков, который сейчас закладывается в фундамент мировоззрения молодых украинцев. Пренебрегая фактами прошлого, выхолощенными из учебников для средних школ, подавая сложные перипетии исторических событий на территории современной Украины в начале XX века в виде таких комиксов, авторы и апологеты стремятся выхолостить и все достижения восставшего пролетариата, и постулаты социалистических идей, и все последующие свершения советской власти. В этом смысле они действуют в унисон с Институтом национальной памяти под проводом пана Вятровича. Робкие же попытки отдельных деятелей искусств сохранить культурное наследие — те же мозаики или объекты архитектуры эпохи модернизма — мало увлекательны для неокрепших умов. Страх, ненависть, агрессия, искусно смешанные в цветах и красках, бьют по восприятию куда сильнее, чем созидательная статистика строительства государства рабочих и крестьян.

И в этом смысле весьма примечателен еще один графический роман тех же производителей — «Княжа Воля», который повествует о жизни хомячков в эпоху Киевской Руси.

Перефразируя известный анекдот, можно сказать, что такие ревизоры великой истории и до хомячков до… рисовались. Но еще правильнее будет сказать словами персонажа культового фильма «Волга-Волга»: «Как хорошо началось — вызывали в Москву! И как скверно кончилось — самодеятельность!»