Впервые выборы по такой системе были проведены в 1998 году. До этого, в 1990 и 1994 годах, Рада избиралась по чисто мажоритарной системе. В 2006 и 2007-м выборы проводились по чисто пропорциональной системе.
Правила выборов на Украине неоднократно и довольно непоследовательно менялись. Более или менее глубокие изменения в закон вносились буквально перед каждыми выборами. В основном они касались мер по совершенствованию избирательного процесса и предотвращению конкретных фальсификаций. Среди прочего несколько раз менялся проходной барьер для политических партий, составлявший в разное время 3, 4 и 5%.
Сейчас избирательное законодательство в значительной степени абсурдно, поскольку не соответствует формату работы Верховной Рады. После конституционной реформы 2004 года возникла норма о создании в Раде, на основе согласования политических позиций, коалиции депутатских фракций в составе не менее 226 депутатов. Формально в Конституции об этом не сказано, но фактически имеется в виду, что избирательная система должна быть чисто пропорциональной, поскольку фракции формируют только партии и только они могут договариваться о согласовании политических позиций (у групп мажоритарщиков их нет).
Однако в 2010 году Конституционный суд Украины отменил действие Конституции Украины на основании её несоответствия Конституции Украины (это не шутка, а только некоторое сгущение красок — КС изъял часть норм действующей Конституции, на что он, разумеется, никаких прав не имел). Была возвращена Конституция в редакции 1996 года, что привело к восстановлению смешанной системы. При этом в неё опять были внесены изменения в существенной части — исключено участие блоков политических партий.
В 2014 году действие Конституции в редакции 2014 года было восстановлено, но избирательную систему не изменили, не смотря на то, что все политические партии обещали пропорциональную систему с открытыми списками. Утверждалось, что во всём виноваты мажоритарщики, но президентская политическая партия (БПП) получила на выборах больше мест, чем премьерская (НФ) именно за счёт мажоритарки…
Ещё одной особенностью избирательной системы 2014 года стало то, что в одномандатных округах избираются не 225, а 198 депутатов. В 12 округах Крыма, 9 — Донецкой и 6 — Луганской области выборы не проводятся в соответствии с законодательством об «оккупированных территориях», но предполагается, что жители этих регионов имеют право на представительство в Раде. То, что поправки в пропорциональное представительство не вносились, хотя избиратели территорий на места по пропорциональной системе тоже имеют право, как бы намекает, что просто лень было заниматься полным переформатированием всех округов. Кстати, Конституция предполагает строго 450 депутатов, и в ней никаких «оккупированных территорий» нет… Впрочем, «некомплект» депутатов считается «временным» — до «деоккупации».
Обещанную же пропорциональную систему смогли принять только уже в ходе парламентской избирательной кампании 2019 года, и её судьба по-прежнему неизвестна — президент Зеленский может и не подписать принятый Радой вариант Избирательного кодекса.
По нынешней избирательной системе 225 депутатов избираются по спискам политических партий. Партии формируют свои списки самостоятельно, после регистрации в ЦИК изменить список в части включения в него новых людей или изменения порядка кандидатов нельзя (можно отказаться от участия в выборах или снять с выборов кандидата за нарушение закона). В этом — суть «закрытых» списков, фактически формируемых руководством партии и партийной бюрократией. Для прохождения в Раду партии нужно получить на выборах более 5% голосов избирателей.
Ещё 198 депутатов избираются в одномандатных избирательных округах. Кандидаты могут выдвигаться политическими партиями (при этом партии могут выдвигать беспартийных граждан) или же выдвигаться самостоятельно. Различий в правах у них нет. Выбранным считается кандидат, получивший большинство голосов в округе. Повторное голосование возможно только в том случае, если два кандидата получат одинаковое число голосов избирателей.
В результате должен получиться парламент, в котором будет почти 450 депутатов («почти» — 423). Он будет уполномочен принимать законы, формировать правительство и заниматься иным богоугодными делами в рамках Конституции и законов.