На первый взгляд Филарет проиграл. На его «Поместный Собор» «Киевского патриархата» прибыли лишь несколько священнослужителей, причем только два в сане епископа: представлявший одну митрополию в России, насчитывавшую всего три прихода, архиепископ Белгородский и Обоянский Иоасаф (Шибаев) и его викарный епископ Валуйский Петр (Москалев). Заявленный изначально епископ Фалештский и Восточно-Молдавский Филарет (Панку), судя по сообщению «Би-Би-Си», не явился.
Все прочие епископы выбрали пребывание в ПЦУ, легализованной через Вселенский патриархат. Тем более произошла уже официальная смена юридических лиц практически всех епархиальных управлений. «Если мы вернемся к первому заседанию Священного Синода — уже в объединенной Православной Церкви (5 февраля 2019 года), — было принято решение о перерегистрации в ближайшее время всех уставов епархиальных управлений, которые существуют в ее пределах, — напомнил 10 мая в интервью «Левому берегу» глава ПЦУ, митрополит Киевский и всея Украины Епифаний (Думенко). — В целом это 45 епархий, среди которых сейчас перерегистрировано почти 90%. 40 епархиальных управлений уже внесли изменения — были проведены соответствующие общие собрания, на которых было принято решение о присоединении в состав Православной Церкви Украины с соответствующим решением Министерства культуры. Юридически эти епархии уже находятся в составе Православной Церкви Украины. Есть еще несколько епархий, которые должны внести изменения в свои уставы и показать, что они едины».
Зарубежные епископы поддерживали Филарета лишь потому, что, согласно томосу об автокефалии, ПЦУ не может иметь приходов за пределами Украины.
Впрочем, судя по списку заявленных участников, на большее число Филарет и не рассчитывал. И позиции его при этом нельзя назвать слабыми.
Во-первых, как признал в том же интервью Епифаний: «Киевская епархия, которой непосредственно руковожу я, юридически закрепила принадлежность к Православной Церкви Украины. Епархии в составе приходов города Киева, которые были до 15 декабря 2019 года в Киевском патриархате, которой руководит патриарх (Филарет. — Авт.), пока еще нет». А ведь именно в столице находятся самые богатые приходы.
Во-вторых, продолжает функционировать как юридическое лицо Киевская патриархия (управляющий орган «Киевского патриархата»). 10 мая о том, что, по данным единого реестра юридических лиц, она не находится в процессе ликвидации, сообщили «Украинские новости», а 21 мая подтвердило интернет-издание «Гордон», направившее специальный запрос в Минюст. По данным ведомства, запроса на ликвидацию юрлица так и не поступало.
Собственно, принятое «Поместным Собором» постановление лишний раз подтверждает de jure существующую de facto ситуацию. По словам Филарета, собравшиеся «отменили ликвидацию Киевского патриархата, наоборот — подтвердили существование Киевского патриархата, в том числе как юридического лица, которое владеет имуществом и монастырями, учебными заведениями, которыми он владел до этого».
Как говорится в тексте постановления: «Все монастыри Киева: Михайловский Златоверхий, Феодосиевский, Выдубицкий Михайловский, а также Михайловский Богуславский, как и все парафии (приходы. — Авт.) Киева, принадлежат управлению Киевской патриархии. Киевской патриархии продолжает принадлежать Киевская православная богословская академия, основанная митрополитом Филаретом, заместителем патриарха Киевского и всея Руси-Украины в 1992 году. Украинской православной церкви Киевского патриархата продолжают принадлежать все епархии, монастыри, духовные учебные заведения, братства, миссии, которые зарегистрированы государственными органами как религиозные организации УПЦ Киевского патриархата… К УПЦ Киевского патриархата также принадлежат те заграничные епархии и парафии, которые до этого времени были в его составе».
В Киеве проходит инициированный Филаретом "собор"
— Буквы (@Bykvu) 20 июня 2019 г.
Цель: возродить Киевский патриархат, который будет существовать отдельно от автокефальной Православной церкви Украины.
📲 https://t.co/65RNFXiOqp pic.twitter.com/9MQSpZVYx9
Еще один важный аспект: «Украинская православная церковь («Киевского патриархата». — Авт.) продолжает быть владельцем всех средств, всего имущества, или переданного ей государственным органом, или органами местного самоуправления, включая храмы, монастыри, учебные заведения и др. согласно договорам и соглашениям. Все банковские счета являются счетами Киевской патриархии как юридического лица». То есть Филарет оставляет при себе не только продолжающие поступать с приходов и монастырей доходы, но и все аккумулированные за десятилетия. А Епифаний остается в Киеве со своей зарегистрированной Киевской епархией, но без храмов и денег.
Что касается епархий в регионах, то и их Филарет настроен вернуть себе. Об этом прямо говорится в постановлении «Поместного Собора» «Киевского патриархата»: «К Киевскому патриархату могут принадлежать и те епархиальные управления и религиозные общины, которые перерегистрировали свои статуты на Православную Церковь Украины, но желают быть в составе Киевского патриархата».
Надежды на это небеспочвенны. При объединении двух неканонических Церквей — «Киевского патриархата» и Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ) — в некоторых регионах бывшие епархии «Киевского патриархата» попали под управление бывших епископов УАПЦ. Это касается прежде всего Черновицкой и Львовской областей. Многие из филаретовского клира будут рады возможности вернуться обратно. Кстати, Филарет сообщил, что на «Поместном Соборе» выбраны два кандидата в новые епископы.
Но главное — любой настоятель прихода, не желающий подчиняться вертикали власти в ПЦУ, сможет перерегистрироваться в «Киевский патриархат» (либо просто не менять регистрацию, если ранее был в нем) и стать de facto независимым. Одно дело жесткая власть епископа, имеющего возможности для управления, и другое дело, если у нового филаретовского епископа будет в регионе лишь несколько приходов, его власть будет сугубо номинальной. А это очень соблазнительно и может породить новую «волну переходов», но на этот раз уже из рядов ПЦУ в восстановленный «Киевский патриархат».