Выдвижение разного рода конспирологических версий – дурной тон. Однако бывают случаи, когда найти логику в действиях политических акторов невероятно трудно. Это, разумеется, не значит, что её нет вовсе.

Иногда действия политиков объясняются в рамках какой-то системы представлений и смыслов. И тогда какого-то решения требует идеология. Бывает, что политик преследует цели, уж очень далёкие от декларируемых. Например, он зарабатывает деньги для себя или своего спонсора ценой рейтинга. В конце концов, он просто может оказаться дураком. В таких случаях конспирология просто напрашивается.

Конкретный пример — действия Петра Порошенко после потери поста президента. Местами логика прослеживается, но в целом ситуация абсурдна.

Итак, с 20 мая Порошенко уже не президент Украины. Основной инструмент его деятельности — Верховная Рада. Она избиралась уже после президентских выборов и ориентирована на него персонально. Достаточно одного факта — два из трёх руководителей Рады (председатель и его первый зам) вошли в первую пятерку списка бывшего БПП, сейчас — «Европейской солидарности». Так что лидером парламента можно считать экс-президента.

Парламент против Зеленского подыгрывает «Слуге народа». Обзор политических событий на Украине с 1 по 6 июня
Парламент против Зеленского подыгрывает «Слуге народа». Обзор политических событий на Украине с 1 по 6 июня
© president.gov.ua | Перейти в фотобанк

Что сделал парламент за время после победы Владимира Зеленского на выборах?

Во-первых, долго затягивал инаугурацию.

Так долго, что эксперты уже строили прогнозы относительно того, удастся ли Раде затянуть инаугурацию только до момента, когда он уже не сможет досрочно её распустить или, всё же, до самых очередных выборов (были и такие варианты, причём их даже обосновывали, хотя законодательство предельные сроки инаугурации определяет чётко).

Во-вторых, внезапно принял решение об инаугурации, причем удовлетворил довольно смелые фантазии президента, даже не попытавшись заблокировать досрочные выборы.

В-третьих, после назначения выборов заблокировал деятельность президента. В частности:

— отказался рассматривать законопроект о выборах по пропорциональной системе (не смотря на то, что такой закон — требование всех представленных в парламенте партий);

— отказался вносить в повестку дня предложенный президентом проект закона об импичменте (опять таки, не смотря на то, что такой закон — требование всех представленных в парламенте партий);

— принял закон о временных и специальных следственных комиссиях, который открывает возможность для импичмента (но не заменяет закон об импичменте как таковой);

— отказался отправлять в отставку правительство Владимира Гройсмана;

— отказался отправлять в отставку главу СБУ Василия Грицака, министра обороны Степана Полторака и министра иностранных дел Павла Климкина (хотя они сами подали в отставку и их полномочия исчерпаны после ухода Порошенко).

Верховная Рада отказалась отправить правительство Гройсмана в отставку
Верховная Рада отказалась отправить правительство Гройсмана в отставку
© РИА Новости, Стрингер | Перейти в фотобанк

С одной стороны, логика в действиях Рады, конечно, есть.

Во-первых, конфликт начала не она, а новый президент, выступивший с инициативой роспуска парламента. Раз президент не хочет сотрудничать, то почему парламент должен хотеть сотрудничать?

Во-вторых, Порошенко важно показать, что это именно он является главным оппонентом Зеленского с первых минут его президентства — чтобы не забывали. Потом ведь голосовать будут за оппозицию.

С другой стороны, логика действий Порошенко и парламента нелинейная.

Взять, например, досрочные выборы. На самом деле досрочные выборы именно Порошенко больше выгодны — он к ним готов, в отличие от Зеленского. А осенью от его партии могли бы остаться только воспоминания и, может быть, Ирина Геращенко. Тем не менее, Порошенко был против выборов.

Если же говорить о стратегии, то сопротивление парламента не просто подтверждает правоту избирателей Зеленского, но и мобилизует их на голосование за список «Слуги народа» с тем, чтобы не допустить хоть какого-то влияния Порошенко.

А первая десятка списка «Европейской солидарности»? Название наталкивает нас на мысль о том, что партия будет отстаивать идеи европейской интеграции (избиратели — не против). Однако список партии включает двух представителей запрещенного в РФ меджлиса, генерала-десантника и певицу-волонтёра, пишущую прекрасные посты в «Facebook вроде «просто прекратить стрелять = согласиться добровольно на расстрел». Такой список наводит на мысль о том, что партия будет в оппозиции не к Зеленскому, а к его мирным инициативам. Это еще глубже загоняет Порошенко в галичанское электоральное гетто и уничтожает его как общенационального политика.

В общем, стратегия Порошенко как бы логична и имеет смысл, но ведет она, поразительным образом, к усилению Зеленского и ослаблению Порошенко. Обратный процесс возможен только в случае критических ошибок Зеленского. Например, если он попытается стать «президентом всей Украины», что предполагает отказ от ориентации на электорат Юго-Востока и попытки заполучить доверие Галичины (следы такой ориентации в деятельности Зеленского присутствуют).

«Слуга народа» – во главе, а президент Зеленский – в хвосте
«Слуга народа» – во главе, а президент Зеленский – в хвосте
© пресс-служба президента Украины | Перейти в фотобанк

Самое интересное, что стратегия Порошенко сейчас вполне соответствует его же предвыборной стратегии — выставить совершенно не интересующий избирателей «армовир», сделать ставку на 15% избирателей и делать вид, что он борется за победу…

И вот тут начинается конспирология. Может он не просто так работает на своё поражение? Может, это хитрый план, ориентированный на замену радикального русофоба русофобом умеренным, с получением последним поддержки даже большей, чем была у Порошенко (это, кстати, вряд ли получится — слишком невнятная команда формируется у "Слуги народа" в парламенте)?

Такого рода конспирология объясняет, кстати, и внезапную капитуляцию парламента в вопросе инаугурации — Раде просто приказали перестать валять ваньку…

Активной же стороной тут вполне может быть та самая сила, которая координировала государственный переворот 2014 года. Ей нужно было обеспечить мирный переход власти, окончательную легитимизацию нового режима и сохранение соответствующей динамики политической жизни страны — чтобы отвлечь людей от сохранения преемственного внешнеполитического и экономического курса…