Опубликованные 14 февраля результаты опроса, проведенного с 3 по 10 февраля социологической компанией SeeTarget, мягко говоря, удивляют. Первое место в Донецкой области удерживает сейчас Юрий Бойко, бывший заместитель руководитель Партии регионов и бывший же вице-премьер в правительстве Николая Азарова, — 13,2% от числа всех опрошенных и 30,9% от числа тех, кто намерен идти на выборы и определился с кандидатом. Но на втором месте, уже с небольшим отрывом от Бойко, находится Владимир Зеленский, соответственно, с 12,2% и 27,9% голосов.

Украинские выборы-2019. Справка
Украинские выборы-2019. Справка
© Пресс-служба президента Украины | Перейти в фотобанк

Зеленский, в 2014 году устраивавший концерты для вояк в АТО и благодаривший их со сцены за то, что «защищают нас тут от всякой мрази», теперь — в лидерах среди кандидатов в президенты в Донецкой области!

Коллапс доверия. Как изменились предвыборные симпатии жителей Донбасса

На третьем месте — Петр Порошенко, соответственно, с 6,4% и 15,5% голосов. Верховный главнокомандующий АТО, главный борец за вступление в НАТО и разрыв экономических отношений с Россией, за насаждение повсюду украинского языка («Армия! Язык! Вера!»).

Еще более удивительна ситуация в Мариуполе, данные опроса в котором SeeTarget опубликовала отдельным графиком. Первое и второе места по-прежнему у Бойко (25,5% и 32,7%) и Зеленского (11,8% и 16,1%), а вот на третье здесь выбился Олег Ляшко (7,0% и 9,2%). При этом, напомню, Ляшко сыграл огромную роль в кровавых штурмах Мариуполя 9 мая и 13 июня 2014 года, в буквальном смысле стоя за спиной бравших город боевиков!

Что же должно было произойти в сознании дончан, чтобы они начали поддерживать такого рода политиков, совершенно чуждых по убеждениям для жителей этого региона?

Юрий Бойко. Справка
Юрий Бойко. Справка
© commons.wikimedia/Government.ru

Во-первых, нельзя забывать и о наличии в Донецкой области (и в Мариуполе также) достаточно мощной группы проукраински настроенных жителей. Участники АТО, жалуясь в 2014—2015 годах на негативное отношение к ним со стороны населения «освобождаемых» населенных пунктов, при этом отмечали, что порядка 30% местных жителей все же изначально поддерживали Киев.

Во-вторых, люди склонны забывать плохое, оттесняя негативные воспоминания в глубь сознания, так как жить с травмирующими мыслями сложно.

Коллапс доверия. Как изменились предвыборные симпатии жителей Донбасса

В-третьих, люди иногда и рады обмануться. Зеленский внешне выглядит как «свой», с русскоязычного Юго-Востока, не грозит новой войной и гонениями на русский язык, а Ляшко инициировал кампанию «Покупай украинское» (в индустриальном Мариуполе это может вызвать симпатию, особенно при мощной поддержке ахметовских СМИ).

Олег Ляшко. Справка
Олег Ляшко. Справка
© РИА Новости, Максим Блинов | Перейти в фотобанк

Но главное, скорее всего, не в этом. Налицо разочарование в существующих политиках, ранее монополизировавших политическое представительство Донбасса. Можно обратить внимание на то, что среди опрошенных в целом по Донецкой области 26,7% сообщили социологам, что им сложно ответить на вопрос, какого они поддерживают кандидата в президенты, а 31,3% и вовсе не намерены участвовать в выборах (а это большая часть избирателей). По Мариуполю эти цифры поменьше, соответственно, 13,2% и 11,2%.

Бывшие «регионалы» в массе своей — удивительно нехаризматичные люди, внушающие веру в победу и волю к борьбе не больше, чем табуретка. Все они сохранили замашки и внешний вид советских чиновников — серые люди в серых пиджаках, невнятно что-то бубнящие в интервью и уверенные, что за них проголосуют по факту кулуарных договоренностей, дополненных раздачей пакетов гречки и бесплатными концертами.

Владимир Зеленский. Справка
Владимир Зеленский. Справка
© пресс-служба президента Украины | Перейти в фотобанк

До 2014 года за этих людей голосовали, надеясь, что они защитят Юго-Восток от агрессивных националистов. Но затем выяснилось, что «регионалы» первыми же сдались, отказались от участия в Антимайдане и затем пошли на соглашение с новой властью, чтобы пройти в Раду.

В нынешней избирательной кампании они вообще не действуют единым фронтом и не представили единого кандидата, а выступают в полном раздрае между собой, окончательно запутав своего избирателя.