Главные кандидаты раскручивались в соцсети Facebook на протяжении всего 2018 года. Так, журнал «Новое время» даже посвятил несколько публикаций подборкам рекламных записей в Facebook (публикация, которая показывается с пометкой «Реклама» либо «Sponsored» — в зависимости от настроек — в ленте друзей у огромного количества пользователей социальной сети, которые на данную страницу и не подписаны) у Петра Порошенко, Юлии Тимошенко и Андрея Садового.

Методика достаточно стандартна: на странице политика размещается пост с каким-то броским заявлением, затем проплачивается его рекламное размещение, причем те, кто его увидят, могут быть достаточно точно таргетированы (подобраны) по стране, возрасту, полу и т.д. «Если нравится, жми на лайк!» — а в этом случае пользователь подписывается на страницу.

Битва за Facebook. Как кандидатов в президенты Украины «разводят» пиарщики

Благодаря этой системе на верифицированную (с синей «галочкой» возле аватара, подтверждающей, что страница принадлежит именно этому человеку) страницу Порошенко сейчас подписаны 2 млн 256 тыс. пользователей, Тимошенко — 1 млн 996 тыс., Садового — 1 млн 13 тыс. Кстати, благодаря этому личная страница Порошенко является второй в рейтинге по числу подписчиков в украинском сегменте Facebook, а Тимошенко — четвертой. Первая по числу подписчиков — у диджея Juicy M (3 млн 761 тыс.), третья — у крупного бизнесмена, президента Конфедерации строителей Украины Льва Парцхаладзе (2 млн 16 тыс.). Последнему еще в июне 2018 года Порошенко уступал по числу подписчиков (1 млн 60 тыс. против 1 млн 489 тыс.), но чего реклама не делает!

Прочим политикам до таких вершин далеко. Например, на личные аккаунты Олега Ляшко подписаны 260 тыс. пользователей, Анатолия Гриценко — 213 тыс., Вадима Рабиновича — 88 тыс., Евгения Мураева — 64 тыс. Чемпионами в этой «второй лиге» выглядят активно раскручивающий себя на протяжении всего 2018 года в ходе президентских праймериз «Украинской партии патриотов — УКРОП» владелец горнолыжного курорта Буковель и нардеп-мажоритарщик Александр Шевченко (375 тыс. подписчиков) и популярный шоумен Владимир Зеленский, также идущий в президенты (351 тыс. подписчиков).

Кстати, нельзя не отметить, что страница Шевченко ведется и раскручивается совсем по иным принципам, нежели упомянутой выше троицы чемпионов по подписчикам. У тех — короткие статичные посты с картинками, выводимые в рекламу и набирающие за счет этого лайки и комментарии. У Шевченко — все посты с видео, на странице постоянно стримы (прямые трансляции), проводятся  конкурсы среди делающих репосты пользователей (приз — поездка в Буковель и встреча с кандидатом) и т.д. То есть, это подход креативной и хорошо технически подкованной команды против команды «массированной закупки трафика».

Битва за Facebook. Как кандидатов в президенты Украины «разводят» пиарщики

Что касается рекламы, то здесь уровень оплаченного наката со стороны Тимошенко таков, что даже если просто забить в Google «Тимошенко Facebook», то первым результатом выдачи (с пометкой «Реклама») будет ссылка на ее официальную страницу.

Тимошенко, а точнее ее политтехнологи, позже всех вступившие в гонку на полях Facebook (ее страница зарегистрирована в этой соцсети лишь 13 апреля 2018 года), к тому же, явно не брезговали массовой закупкой подписчиков, причем откровенных ботов (то есть пустых страниц), благодаря чему смогли невероятными темпами собрать всего за несколько месяцев миллион подписчиков. Об этом в июне 2018 года прямо писали СМИ, и это наглядно проявилось, когда в декабре 2018 года YouTube провела чистку от ботов. Количество подписчиков официального канала Тимошенко на YouTube сократилось  тогда почти вдвое, с 106 тыс. до 60 тыс. Такого мощного «проседания» не было ни у одного из популярных украинских каналов.

Из той же июньской статьи о бешеном приросте числа подписчиков у страницы Тимошенко в Facebook: «По данным пиарщиков и политтехнологов, опрошенных LIGA.net, рыночная цена добавления одного пейдж-лайка колеблется от 2 до 7 гривен. По самым скромным подсчетам, за неделю пиарщики Тимошенко могли освоить около 280 тыс. грн (примерно 10 тыс. 640 долл. — Авт.) только на такую накрутку».

Интересно, что в официальной отчетности, публикуемой на сайте «Батькивщины», затраты на ведение страницы главы партии в Facebook и прочих соцсетях не отражены вовсе. Перечислены расходы на зарплату сотрудникам, издательскую деятельность, размещение наружной рекламы, рекламы на телевидении и радио — про работу в Интернете ни слова.

Битва за Facebook. Как кандидатов в президенты Украины «разводят» пиарщики

А вот в «Блоке Петра Порошенко» (БПП), как выяснилось  в декабре 2018 года из расследования общественного движения «Честно», соответствующие расходы официально переданы на аутсорсинг ООО «Постмен-Украина». Согласно опубликованному акту сдачи-приема работы, например, в январе 2018 года непосредственно на размещение рекламы в Facebook было потрачено 63 тыс. 180 гривен (примерно 2 тыс. 256 долл.), на работу по ее созданию — 9720 гривен (примерно 347 долл.). Сама работа дешева ввиду того, что и реклама технически-то проста до невозможности: слоган и картинка.

А вот мониторинг соцсетей и сайтов, создание иллюстраций, осуществление стримов (прямых трансляций) и прочего, как более трудозатратные задачи, обходится в разные месяцы в суммы от 174 до 192 тыс. гривен (на январь, соответственно, примерно от 6214 до 6857 долл.). Выразительная деталь, отмеченная в расследовании «Честно», — оплачивается это именно с того счета, на который БПП получает субсидии из государственного бюджета.

В общем, команды исполнителей разной степени тупости браво осваивают бюджеты разной степени легальности, а их руководство рисует перед кандидатом в президенты впечатляющие картины всемогущества соцсети Facebook («благодаря ней Трамп вопреки всему выиграл выборы!») и запугивает тем, что «у конкурента-то расходы на соцсети больше, смотрите, как прирастает число подписчиков и просмотров». Срочно догнать и перегнать!

Главный же вопрос: а влияет ли реально на настроения украинских избирателей вся эта масштабная имитационная деятельность, раскрученные страницы, накрученные подписчики-лайки-репосты — похоже, никто из них объективно не изучал.