Поэтому, считает Джуканович, «необходимо продолжить работу по восстановлению автокефальной Черногорской православной церкви, и государство будет заниматься этим и нести за это ответственность».

Откуда исходят и как проходят эти процессы синхронно с ситуацией на Украине, изданию Украина.ру рассказал научный сотрудник Института славяноведения Российской академии наук Георгий Энгельгардт.

— Очередная активизация черногорских властей в отношении автокефалии для неканонической Черногорской православной церкви (ЧПЦ) — явление, действительно связанное с событиями на Украине.

Последние несколько месяцев, начиная с октября (11 октября Архиерейский собор Константинопольского патриархата принял решение предоставить автокефалию Украине. — Авт.), и руководство этой религиозной организации («митрополит Михайло», он же Мираш Дедеич), и ее сторонники активно выступали с призывами к властям Черногории активизировать свое участие в получении автокефального статуса у Константинопольского патриархата и усилить нажим на каноническую Черногорско-Приморскую митрополию СПЦ.

Георгий Энгельгардт: Активизация автокефалистов в Черногории связана с Украиной

Сама идея обращения черногорских раскольников к Варфоломею исходит из того, что после объединения в 1918 году Черногории и Сербии в состав Сербской православной церкви вошла и Сербско-православная церковь Черногории. Тогда это было оформлено томосом Константинопольского патриарха, который одобрил это объединение и отозвал предоставленную ранее Черногорской церкви автокефалию.

Соответственно, говорят они, раз тогда Константинополь решал вопрос об этом, то может решить и сейчас, хотя теперь речь идет уже о вторжении на каноническую территорию другой Поместной православной церкви (созданного или восстановленного после уничтожения в 1766 году Печского патриархата, а в 1920 году Сербского патриархата. — Авт.). Эту идею, «услышав обращение трудящихся», поддержал Джуканович, хотя правильнее говорить о том, что, скорее всего, он изначально это и инициировал.

- Как возникла и что представляет неканоническая Черногорская православная церковь?

— Что касается обстоятельств создания самой ЧПЦ, то они достаточно красноречивы. Это был в первую очередь национально-политический проект в рамках борьбы черногорских сепаратистов за отделение от Югославии в начале 1990-х годов. В рамках формирования черногорской идентичности они хотели создать и отдельную церковную организацию.

Ищенко: Скорее Варфоломея признают раскольником, чем «церковь» — канонической
Ищенко: Скорее Варфоломея признают раскольником, чем «церковь» — канонической
© РИА Новости, Сергей Пятаков | Перейти в фотобанк

Изначально создавала ее коалиция партий и общественных объединений, таких как Либеральный союз Черногории, Социал-демократическая партия Черногории и т.д. Они искали священнослужителей для этого проекта, и первым их кандидатом был экс-клирик СПЦ Антоние Абрамович, который в начале 1960-х годов пытался получить кафедру в Черногории. Это ему не удалось, он уехал за границу, был запрещен в служении в СПЦ, перешел в РПЦЗ, позже был также запрещен в служении.

Он откликнулся на их предложение и был избран в 1993 году первым митрополитом неканонической Черногорской православной церкви. В 1996 году Абрамович умер, и спустя два года его преемником был избран Дедеич.

Георгий Энгельгардт: Активизация автокефалистов в Черногории связана с Украиной

С ним была определенная сложность (при выходе сейчас на автокефалию от Константинополя. — Авт.) — последним каноническим состоянием Мираша Дедеича после ухода из СПЦ и Русской православной церкви за границей (РПЦЗ) был пост священника в одном из римских приходов Константинопольского патриархата, и в 1995 году (то есть уже при патриархе Варфоломее) Мираш был запрещен в служении и лишен сана в Константинопольском патриархате (по информации религиоведа Анатолия Лещинского, это произошло из-за отклонения в богослужебной практике и введения в нее ряда католических элементов, причем Дедеич был даже отлучен от Церкви. — Авт.).

Поэтому до последнего момента в риторике Дедеича была определенная полемика в отношении Фанара, для которого он был достаточно проблемным персонажем. Но, очевидно, данный вопрос смогут решить его спонсоры, как это было и на Украине, через покаяние перед Константинополем и последующую икономию (милость) в отношении Мираша или кадровые перестановки. Черногорская православная церковь кадрами небогата, но для такого случая кандидаты в ней найдутся.

Официальную регистрацию ЧПЦ долго не могла получить в Минюсте и в итоге получила… в управлении полиции, что вызывает в ее отношении много шуток.

Ни одной из канонических православных церквей ЧПЦ не признана, но поддерживала связь и проводила перекрестные возведения в сан с одной из неканонических Болгарских православных церквей. Сейчас они связывают большие планы с легализацией при помощи Константинопольского патриархата, что для них очень важно, так как, несмотря на медийную и административную поддержку государства, у них слабый вес в обществе.

Зачем политикам-иноверцам томос об автокефалии? – Видеосправка
Зачем политикам-иноверцам томос об автокефалии? – Видеосправка
© скриншот с видео Украина.ру

Точных данных о числе их приходов нет даже на сайте ЧПЦ (который с 2016 года вообще не ведется), но, судя по всему, максимум несколько десятков по всей республике, клириков по сути единицы, хотя есть, например, второй (викарный) епископ.

Достаточно сказать, что даже официально состоящие в ЧПЦ государственные деятели всегда отпевают своих родных в канонической церкви. По последней официальной статистике (вероятно, занижающей позиции канонической церкви и повышающей популярность раскольников), представленной в начале декабря на государственном телевидении, в рейтинге общественного доверия Черногорско-Приморская митрополия с 50% находится на втором месте (на первом — образовательная система страны), а замыкает этот рейтинг Черногорская православная церковь с рейтингом 18%.

Отсюда, кстати, и слова Джукановича о том, что ЧПЦ надо работать над повышением своего авторитета в обществе.

- Каковы ситуация и позиции в обществе черногорской митрополии СПЦ?

— В настоящий момент в каноническую митрополию входят около 40 монастырей, сотни приходов, около 1200 священнослужителей, это мощная организованная сила, тем более что во главе ее стоит очень харизматичный митрополит Амфилохий (Радович).

Амфилохий — не только самый популярный религиозный деятель Черногории, но также является вторым — после Джукановича — по популярности политическим деятелем республики, его церковный авторитет конвертируется и в авторитет политический. Митрополит Амфилохий также является одним из наиболее влиятельных иерархов всей СПЦ, его влияние значительно превосходит границы Черногории, оно заметно и в Белграде, и в сербской диаспоре.

Георгий Энгельгардт: Активизация автокефалистов в Черногории связана с Украиной

Конечно, наличие такого деятеля в республике, который противоречит официальному государственному курсу на верность НАТО, на разрыв с Сербией и Россией, на сотрудничество с косовскими сепаратистами, очень не нравится черногорским властям, и для них одна из приоритетных задач — его максимальное ослабление и по возможности устранение как политического лидера республики. А эффективнее всего это сделать через ослабление Черногорско-Приморской митрополии, что, собственно, сейчас постепенно и начинается.

Задача, которая сейчас все время проговаривается активистами ЧПЦ, — это изменение закона о религиозных организациях и свободе совести, чтобы церковное имущество было объявлено государственной собственностью и изъято у Черногорско-Приморской митрополии, чтобы затем его можно было передать «правильной» государственной церкви, которая откровенно проигрывает в настоящий момент в плане храмов и приходов.