Украина.ру продолжает цикл статей о южных украинских портах и том, как независимая Украина распорядилась советским наследием.

Первые дни порта

После присоединения Бессарабии к Российской империи в 1812 году 8 декабря 1816 года был официально открыт Ренийский торговый порт, в котором начали функционировать таможенная и карантинная заставы и пассажирская пристань.

Одесский морской торговый порт. История расцвета и стремительной деградации
Одесский морской торговый порт. История расцвета и стремительной деградации
© РИА Новости, Сергей Поляков | Перейти в фотобанк

4 ноября 1877 года, после постройки бендеро-галацкой железной дороги работа порта и морвокзала заметно оживилась. Здесь же построил свой особняк основоположник русского судоходства на Дунае князь Юрий Евгеньевич Гагарин. В начале XX века благодаря созданию государственного Русско-Дунайского пароходства порт начал принимать океанские суда, чем значительно увеличил свой грузооборот.

В конце 30-х годов прошлого века румынские власти (Бессарабия находилась в составе Румынии с 1918 по 1940 год) из-за ежегодных весенних половодий перенесли порт ниже по Дунаю. Позже румыны построили элеватор с электростанцией и убойный пункт для скота у 9-го причала нынешнего порта.

Ехал козак за Дунай

5 ноября 1944 года после освобождения Бессарабии советскими войсками порт передали Черноморскому пароходству. В советские времена Ренийский порт занимал лидирующие позиции среди всех портов придунайских государств, перерабатывал до 12,5 миллиона тонн грузов ежегодно.

Зимой порт перерабатывал до 1-го миллиона тонн грузов ежемесячно. Дунай не замерзал, и навигация шла круглый год. Это был лучший показатель среди портов СССР по переработке.

В советское время у правительства были большие надежды на Ренийский порт, который ориентировали на программы стран Совета экономической взаимопомощи.

В 1989 году, перед развалом Союза, правительство выделило на порт около 30 миллионов долларов. Администрация успела построить жилой район, закупить технику и оборудование.

Украина задержала 15 судов, заходивших в порты Крыма
Украина задержала 15 судов, заходивших в порты Крыма
© РИА Новости, Владимир Богатырев | Перейти в фотобанк

В то время Ренийский порт занимал 6-е место по объему грузооборота по Советскому Союзу, уступая только морским. Развитие его, а следовательно, и развитие города шло масштабно. В портовом микрорайоне построили целый жилмассив (Болгарские и Югославские дома — 600 квартир), больницу, спорткомплекс, овощехранилище и другие объекты. Все, что касалось строительства города, основных поступлений в городской бюджет, вопроса трудоустройства населения зависело непосредственно от порта.

В результате грамотной транспортной политики Советского государства Украине достался транспортный узел, в котором переплеталась работа морского, речного, железнодорожного и автомобильного транспорта. Уникальное географическое положение установило статус порта Рени одновременно как речного и морского.

Порт Рени расположен на стыке украинской, румынской и молдавской границ и на пересечении четырех международных транспортных коридоров: Критских №7 и №9, Евроазиатского и Черноморского.

Здесь могут обрабатываться любые суда, осадка которых позволяет пройти Сулинский канал и Главный судоходный ход «Дунай — Черное море» через устье Быстрое, соединяющие Дунай с Черным морем. Причалы предназначены для переработки генеральных, наливных, лесных, тяжеловесных, контейнерных, пакетированных грузов, грузов навалом, для работы колёсной техники и пассажирских судов. Проектная мощность — 7,7 миллиона тонн.

Ренийский морпорт расположен на территории 940 тыс. кв. м и состоит из трех грузовых районов, нефтерайона и паромного комплекса. На причалах порта перегружают все виды грузов, в том числе генеральные, навалочные, наливные, насыпные, тяжеловесные, негабаритные и контейнеры.

Количество грузовых причалов — 33, длина грузового причального фронта — 3,957 километра, глубины у стенки причалов — до 7,5 м.

Транспортная инфраструктура позволяла доставлять грузы в порт автомобильным, железнодорожным, морским и речным транспортом.

Сейчас Ренийский порт находится в собственности государства и числится на балансе ГП «Администрация морских портов Украины».

Железнодорожный узел на шее порта

Впрочем, эта радужная статистика касалась только беспечных времен Советского Союза, после развала которого Украина получила огромный клубок проблем, связанный как с границами новых государств, так и с собственной недальновидной политикой.

Основной причиной падения грузооборота порта после распада СССР стал экономический кризис в Румынии. Проблем добавили и боевые действия в Югославии, что обусловило резкое падение грузопотоков.

В начале 90-х доходило до того, что по линии между Рауховкой и Раздельной, где ранее следовало по 10-15 составов в день с железной рудой и другим сырьем на Румынию, проходил один грузовой поезд в несколько дней. А на участке между Арцизом и Бессарабской, связывающем Одессу, Ильичевск, Белгород-Днестровский с портом Рени, грузовое движение и вовсе прекратилось.

Как итог в 1997-1999 годах Одесскую железную дорогу захлестнула волна сокращений. В 1997 году разобрали участок между станциями Березино и Бессарабская. Делалось это под видом демонтажа неиспользуемой железной дороги. На самом же деле снятые рельсы продали на металл по коррупционной схеме. Этот случай показателен для тех времен, поскольку порт Рени лишился кратчайшего пути к сети внутренних железных дорог Украины. Единственной оставшейся возможностью доставить груз по железной дороге были пути через Молдавию и Приднестровье.

Старые машинисты молдавской железной дороги признавались, что они в свое время совершенно случайно узнали о демонтаже ветки между Березино и Бессарабской от пограничников. Поезда там не ходили уже несколько месяцев, и молдавские пограничники просто как-то раз доложили начальнику станции Бессарабская о том, что с украинской стороны путь разобран.

Легендарный порт Рени: страшная судьба в независимой Украине

Коррупционная схема на уровне правительства

Оказавшись в транспортной ловушке, Ренийский порт начал стремительно сокращать грузообороты. Ситуацию могло исправить строительство железной дороги между Рени и Измаилом, участок которой составил бы не более восьмидесяти километров, но в 2006 году Кабинет министров Украины наложил вето на выдвинутую городскими властями Рени инициативу, мотивируя это экономической нецелесообразностью проекта.

Отказ Кабмина весьма странно совпал с началом строительства в Румынии обходного канала устья Дуная между румынским портом Констанца и прямым конкурентом порта Рени — румынским Галаца. Кстати, в 2006 году в Галаце открылась свободная экономическая зона (СЭЗ), позволяющая беспошлинно переваливать в порту грузы. Еще более удивительными совпадением стала ликвидация правительством Тимошенко всех СЭЗ в Украине к концу 2005 года. Конечно, можно считать все действия украинского правительства по удушению экономики собственных портов совпадением, но их закономерность и направленность указывают на грамотно организованную румынским правительством при помощи «оранжевых» украинских политиков коррупционную схему, имеющую все признаки государственной измены.

Министр Омелян: Действия России ставят украинские порты на грань коллапса
Министр Омелян: Действия России ставят украинские порты на грань коллапса
© vchernomorsk.com | Перейти в фотобанк

Миллионные долги

Ренийский порт — единственный на Украине, который обслуживается железной дорогой соседнего государства (Молдавии), тариф на каждую тонну груза — до 5 долларов дороже, чем до использования Измаильского порта, поэтому рост тарифов через молдавский участок железной дороги привел к нерентабельности операций по перевалки грузов через порт Рени.

За 27 лет независимости население Ренийского района уменьшилось с 46 до 32 тысяч человек. В порту работали до 3,5 тысячи человек, сейчас — 1,2 тысячи. Грузооборот был более 10 миллионов тонн, а в 2017 году — уже 0,2 миллиона.

Системный кризис украинской транспортной отрасли в Дунайском регионе привел к тому, что на аппаратном совещании 9 июля 2018 года Ренийской райгосадминистрации руководство порта предложило продать два крана, чтобы погасить долги по зарплате сотрудникам ГП «Ренийский морской торговый порт», которые по состоянию на 1 июля 2018 года составили 3 миллиона 66 тысяч 300 гривен.

Продажа одного крана по рыночной стоимости позволит выручить около 10 миллионов гривен, что позволит полностью покрыть расходы на зарплату. Окончательное разрешение на продажу имущества должен дать Фонд госимущества. Также в порту намечается сокращение рабочих мест.

А заключительным этапом оптимизации некогда успешного предприятия будет разработка мер по приватизации Ренийского порта путём присоединения к другим предприятиям отрасли. Заниматься этим будет Министерство инфраструктуры. Стоит отметить, что Кабинет министров Украины планирует приватизировать до 2020 года все восемь государственных портов Одесской области.

Что там у конкурентов

В 1950 году в Румынии начали строительство канала в дельте Дуная. Устье Дуная стало самым грандиозным гидрографическим сооружением мира — вынули 381 миллион кубов грунта. Канал сдали в 1988 году, на него ушло 2 миллиарда долларов по ценам того времени.

Дело в том, что Чаушеску при формальном союзе с СССР проводил независимую от него внешнюю политику, и контроль устья Дуная советским ВМФ его не устраивал в принципе.

Легендарный порт Рени: страшная судьба в независимой Украине

Канал отходит от русла Дуная в его судоходной части, в зоне старого порта Чернаводэ, и следует по плато Добруджа через населённые пункты Меджидия и Басараби, ставшие внутренними портами, к черноморскому порту Констанца-Юг. От Поарта-Албэ ответвляется северный рукав канала, который идёт в порт Мидия (восточнее Нэводари).

Канал позволяет сократить путь к морю на 400 км.

В том числе благодаря ему в соседней Румынии довольно успешно работает самый близкий конкурент ренийского порта — порт Галац. В советские времена бывший лидером по грузообороту, Галац после развала Советского Союза и выхода Румынии из кризиса к концу 90-х годов начал отбирать все транспортные потоки, ранее следовавшие в Ренийский порт.

Порошенко потребовал запретить судам из РФ заход в порты ЕС и США
Порошенко потребовал запретить судам из РФ заход в порты ЕС и США
© пресс-служба президента Украины | Перейти в фотобанк

Пользуясь развитой железнодорожной сетью, обеспечивающей транзит в страны Евросоюза и СНГ, а также построенным судоходным каналом от черноморского порта Констанца, по кратчайшему пути, до Дуная, Галац нарастил перевалку грузов до 20 миллионов тонн в год. При этом построенный Румынией канал позволяет следующим в порт Галац судам проходить мимо порта Рени, минуя устье Дуная в принципе.

Эвтаназия под видом реанимации

В ходе Ukrainian Ports Forum-2018 («Форум портов Украины»), который состоялся 31 мая в Одессе, председатель Одесской облгосадминистрации Максим Степанов представил проект создания СЭЗ «Рени» и предложил внести соответствующие изменения в Закон Украины и Налоговый кодекс Украины.

Степанов сообщил, что направил в Кабинет министров Украины обращение с просьбой создать в порту Рени СЭЗ (свободную экономическую зону).

Кроме того, планируется приватизация ГП «Ренийский морской торговый порт» и внесение изменений в Закон Украины «О специальной экономической зоне "Рени"» о продлении действия специальной экономической зоны "Рени"» до 2040 года. Говоря об этих механизмах, Степанов и председатель Одесского областного совета Анатолий Урбанский отметили, что ожидают роста деловой активности в Рени, создания на территории свободной экономической зоны технопарка с перерабатывающими предприятиями.

Можно долго слушать и внимать благим намерениям главы Одесской облгосадминистрации, рассказывающего широкой публике о чудесных перспективах ренийского порта. Вот только есть одно «но»: полное отсутствие конкурентоспособного железнодорожного сообщения с внутренними транспортными путями Украины. И, как следствие, неспособность порта обрабатывать крупные партии железнодорожных грузов.

До тех пор, пока не будет решена главная проблема Рени — отсутствие железной дороги Рени — Измаил, — все разговоры и проекты о выходе порта из кризиса будут носить характер предвыборной демагогии. Единственными правдивыми намерениями украинских властей, прозвучавшими на Форуме портов Украины, было желание избавиться от Ренийского порта путем его приватизации.

Ведь гораздо проще продать ставший нерентабельным объект былого советского величия своим карманным коммерсантам и впоследствии порезать его на металл, чем иметь постоянную головную боль из-за десятка нерешенных коммунальных проблем и убытков от задолженности по заработной плате.

К тому же можно получить румынский гешефт, полученный за уничтожение конкурентов порта Галац.