Мясорубка на дорогах Украины
Мясорубка на дорогах Украины
© РИА Новости, Стрингер | Перейти в фотобанк
Ежегодно в мире на дорогах погибает около 1,2 млн человек. И 90% несчастных случаев происходит в слаборазвитых странах, к которым по этому показателю относится Украина. По данным официальной статистики, на украинских дорогах из-за дорожно-транспортных происшествий (ДТП) ежесуточно погибает 10-12 человек, из них — один ребенок.

Впереди Европы всей

Смертность на дорогах в Украине остается самой высокой среди всех стран Европы. Об этом сообщил начальник управления оказания медицинской помощи взрослым Минздрава Украины Андрей Гаврилюк.

Так, по данным Департамента медицинской помощи Минздрава, с 2011 по 2016 год в Украине зарегистрировано около 170 тысяч ДТП с пострадавшими, в которых погибли 26,5 тыс. человек и 209 тыс. были травмированы.

Согласно данным представителя ОО Vision Zero, менеджера реформ дорожного сектора в команде поддержки реформ в Мининфраструктуры Виктора Загреба, на Украине смертность на дорогах составляет 13,5 человек на 100 тысяч.

В соседней с Украиной Словакии этот показатель уже 6,6. А в Германии — стране, которую украинцы привыкли ассоциировать с автобанами и скоростными автомобилями, — смертность на дорогах в три раза меньше, чем на Украине: 4,3 на 100 тысяч человек. Сможет ли Украина в ближайшее время дотянуться до таких показателей? Учитывая провальную реформу и катастрофическое экономическое положение, вряд ли.

Еще немного цифр. Так, за 4,5 года войны в Донбассе, по официальным данным, погибли 3344 украинских военных. За этот же период на дорогах Украины попрощались с жизнью 16 546 человек.

Только за первое полугодие 2018 года в Украине зарегистрировали свыше 68 тысяч ДТП. В них пострадали 13 тысяч человек, из них 1237 человек погибли. Более двух тысяч аварий на дорогах Украины произошли по вине нетрезвых водителей. Из них 349 — с тяжелыми или трагическими последствиями.

За первые шесть месяцев 2018 года в ДТП погибли 64 ребенка, еще около 1,7 тысячи несовершеннолетних получили травмы. Лидерами антирейтинга два последних года остаются пять областей: Запорожская, Луганская, Николаевская, Херсонская и Киевская.

Омелян попросил водителей поменять резину

После того как 14 ноября случился транспортный коллапс, критически на свой страничке в Facebook о несоблюдении водителями правил безопасности на дорогах высказался министр инфраструктуры Украины Владимир Омелян.

«Как мы ездим на авто… За сутки более 1000 ДТП по всей стране. Из них только в Киеве — 498. 30% водителей не изменили летнюю резину на зимнюю. Только 46% были пристегнуты. Согласно соцопросам, ремнями безопасности пользуется не более 23% украинцев», — написал чиновник.

Министр призвал водителей и пассажиров быть осторожными на дороге и обязательно пристегиваться и вовремя менять летнюю резину на зимнюю, так как это может уберечь жизнь и обезопасить от трагедии.

«Минимум половины этих смертей, увечий, ДТП могло не быть, если бы каждый потратил секунду в начале путешествия на застегивание ремня безопасности и час раз в полгода на своевременную замену сезонной резины авто. Берегите себя!» — подытожил Омелян.

Кстати, в полиции недавно назвали главные причины аварий на украинских дорогах:  превышение скорости — 35%; нарушение правил маневрирования — 21%; нарушение правил проезда перекрестков — 8%; нарушение правил проезда пешеходных переходов — 7%; несоблюдение дистанции — 7% и другие — 22%.

Когда штрафы не пугают

Водительские привычки украинцев свидетельствуют, что сохранить жизнь на дороге они не очень-то и стремятся.

Согласно данным опроса кампании «За безопасные дороги», лишь 15% украинцев пристегиваются при передвижении в автомобиле. Это притом, что шансы на спасение во время аварии при использовании ремня в 3-5 раз выше. Но, вероятно, лучше заплатить 51 грн (около 122 рублей) штрафа, если поймают непристегнутым.

Алкоголь и вождение тоже не противоречат друг другу в глазах украинцев. Только за десять месяцев на украинских дорогах зарегистрировали 88 тыс. пьяных водителей. И это количество только тех водителей, которых поймали правоохранители. Однако больше всего убивает скорость. По оценкам ОО Vision Zero, 80% всех смертельных случаев в Киевской области произошло из-за превышения скорости движения.

Как показывает практика, штрафы за нарушения правил дорожного движения украинцев не пугают.  

Так, например, за управление в нетрезвом состоянии на Украине придется выложить более 10 тысяч грн (около 24,4 тысячи рублей) и забыть о водительском удостоверении на год. Если же нарушителя поймают снова — можно заплатить 40 тыс грн (около 97,6 тысячи рублей), потерять автомобиль (конфискация) и права на 10 лет.

В то же время водителям, которые возят детей до 12 лет в автомобиле без автокресла, грозит штраф от 255 до 340 грн (от 622 до 830 рублей). Если водитель превышает установленный лимит на 20 км/ч, штраф составляет 255 гривен. Правда, с 27 сентября 2018 года штрафы за нарушение правил дорожного движения возросли. За некоторые правонарушения придется теперь платить аж в 20 раз больше.Так, за превышение установленной нормы скорости более чем на 50 км в час водитель будет вынужден заплатить штраф до 3,4 тыс. гривен (8,3 тысячи рублей). Раньше сумма составляла 510 грн — 1244 рублей). За побег с места дорожно-транспортного происшествия — штраф от 255 грн до 3,4 тыс. грн. Также за это могут отдельно лишить прав сроком до 6 месяцев.

Если же сравнивать со странами Европы, то штрафы на Украине пока не являются такими уж драконовскими. Например, в Польше в случае аварии в нетрезвом состоянии водительские права изымают навсегда (через 10 лет можно просить суд о пересмотре решения). В случае если у водителя будет обнаружено превышение 0,5 мг алкоголя на 1 литр крови, его лишают свободы на срок до двух лет. В Бельгии за перевозку ребенка без автокресла можно попасть за решетку на 30 суток и потерять 2,5 тыс. евро.

При превышении скорости в Германии можно лишиться 80 евро и 1 (из 8 возможных) балльных пунктов оценивания водителя. В Польше за подобное светит 500 злотых штрафа. А вот в США минимальный штраф стартует с 250 долларов.

Необъявленная война на дорогах. Украина обошла Европу по смертельным ДТП

Эх, дороги, пыль да туман…

Слаборазвитые страны страдают от большего количества аварий на дорогах из-за того, что у них нет денег на должную инфраструктуру. Плохие дороги, отсутствие камер наблюдения, светофоров, разметки, знаков также убивают. Все это в полной мере присутствует на Украине.

По некоторым оценкам, капитального ремонта требует около 90% украинских дорог. В прошлом году Украина заняла 137-е место из 144 в рейтинге качества дорог от The World Economic Forum.

Кроме ужасных потерь человеческих жизней, от плохого состояния дорог теряет и украинская экономика — по оценкам Pulitzer Center, по 1-3% ВВП ежегодно.

Чтобы привести дороги в надлежащее состояние, необходимо в течение 5 лет выделять на ремонт дорог около 50 млрд грн, считает министр инфраструктуры Владимир Омелян.

Как рассказал Виктор Загреба, руководитель общественной организации Vision Zero, советник министра инфраструктуры на общественных началах, на Украине, наконец-то стартовала государственная программа повышения безопасности дорожного движения до 2020 года.

«Это довольно прогрессивный план, который опирается на международные рекомендации. Один из больших разделов там — это инфраструктура, а именно построение безопасных пешеходных переходов с освещением, с островками безопасности. Во-вторых — это построение большого количества кольцевых перекрестков. Третье — физическая ликвидация мест концентрации ДТП, так называемых «черных точек», в Украине таких около 110, там постоянно происходят тяжелые аварии по одинаковому сценарию», — сказал Загреба.

Раньше просто ставили знаки «Внимание!», но, как показал опыт, это не срабатывает. Поэтому надо брать каждый участок, заказывать проект реконструкции и перестраивать. Успеет ли это сделать «Укравтодор» до 2020 г.? Вопрос, конечно, интересный.

По мнению Виктора Загреба, широченные проспекты, длинные переходы — это то, от чего города должны отказываться еще на стадии проектирования. Структура дорог должна быть такой, чтобы не давать возможности развивать большую скорость.

«Если города продолжат, как сейчас, строить трассы по городу, которые спроектированы так, что они становятся взлетными полосами, — это гарантированно будет приводить к высокой аварийности», — предупреждает Загреба.

Как показывает практика, самые перспективные начинания на Украине заканчивались… ничем. Чиновники разворовывали деньги, а на выходе дорожная инфраструктура кардинально не менялась. Думается, так произойдет и на этот раз. Украинцы уже не верят, что коррупцию в этой сфере можно победить.

Реформы заглохли: где системы видеофиксации нарушений?

В начале сентября Одесса содрогнулась от очередной ужасной аварии. По словам свидетелей и информации из СМИ, 27-летний водитель BMW Олег Симиренко на красный сигнал светофора вылетел на перекресток, где столкнулся с автомобилем Skoda, после чего наехал на людей, ожидавших у перехода.

В результате 2 человека погибли, 9 травмировано. Свидетели утверждают, что водитель был в состоянии алкогольного опьянения и пытался скрыться с места ДТП. Во время задержания виновника работниками полиции люди пытались совершить самосуд.

Возмущение людей возросло после того, как по сведениям на страницах горе-водителя в соцсетях стало понятно, что тот долгое время публично хвастался нарушением правил, превышением скорости и принимал участие в нелегальных гонках по городу. Так, на одной фотографии зафиксирован спидометр с показателем 250 км/ч. На видео его BMW нагло крутится на трассе по встречным полосам и мешает другим участникам движения.

Подозреваемый был взят под стражу. На судебном заседании он отрицал, что ехал на красный свет, и утверждал, что не находился в состоянии алкогольного опьянения, но «осознает, что превысил допустимую скорость, тем самым нарушил закон».

Удивляет то, что сегодня формально полиция не имеет правовых оснований останавливать транспортные средства за превышение скорости. Хотя именно это нарушение является главной причиной трагических случаев.

Все ждут, когда же, наконец-то, заработает система автофиксации и штрафы будут автоматически поступать нарушителям.

«Мы должны запустить систему автоматического контроля, но сделать это не так, как во время прошлой попытки 2007-2010 гг., когда штрафы массово оспаривали в суде из-за отсутствия технического регламента и пробелов в законодательстве. Именно поэтому сегодня мы тщательно выстраиваем всю нормативно-законодательную базу. Вот передо мной дорожная карта, в которой около 20 документов — законы, постановления, приказы, что должны быть приняты, чтобы система работала правильно», — объясняет причину длительного введения системы глава рабочей группы по внедрению фотовидеофиксации МВД Владислав Криклий.

По словам представителя МВД, планируется, что каждый город по согласованию с полицией в местах концентрации ДТП и на аварийно опасных участках сможет самостоятельно устанавливать и обслуживать камеры видеонаблюдения. Это все происходит в рамках концепции децентрализации. Стоимость одного комплекса видеофиксации варьируется от $10 до $50 тыс.

«Города смогут выбирать поставщиков среди большого количества производителей на мировом рынке. А средства от штрафов планируется частично оставлять в местных бюджетах — 20% городу, 50% — в дорожный фонд, 30% — МВД», — рассказывает Владислав Криклий.

Первый снег в Киеве: более полусотни ДТП и транспортный коллапс
Первый снег в Киеве: более полусотни ДТП и транспортный коллапс
© Facebook, dtp.kiev.ua | Перейти в фотобанк
Система автоматической фиксации нарушений ПДД работает во многих странах. Например, в Польше в 2012-м, через год после ее введения, аварийность уменьшилась на 35% (всего в Польше используется 450 комплексов). На такой результат ориентируются и на Украине, речь идет об около тысячах жизней, которые можно спасти ежегодно.